Эрьзя (Нефедов) Степан Дмит­риевич (1876 – 1959)

Эрьзя (Нефедов) Степан Дмит­риевич (1876 – 1959) –известный  скульптор. Родился в крестьянской семье. Свой необычный псевдоним он взял по названию одного из мордовских племен.

В 1902 – 1906 гг. учился в Московском училище живописи, ва­яния и зодчества, затем провел несколько лет в Италии и Франции. В начале первой мировой войны вернулся в Москву. В 1918-1920 гг. работал на Урале в с.Мраморском и в Екатеринбурге. Преподавал в Свободных художественных мастерских.

Со­здал скульптуры «Ева» (1919, мрамор), «Спокойствие» (1919, мра­мор), «Голова Карла Маркса» (1919, мрамор), «Памятник уральс­ким коммунарам» (1920, гипс, желе­зо), «Памятник великому кузнецу мира» (1920, гипс), «Памятник ос­вобожденному труду» (1920, мра­мор).

В 1921 – 1926 гг. работал в Новорос­сийске, Батуми, Баку и Москве. В середине 20-х гг. уезжает за границу. Живет сначала в Париже, затем переезжает в Буэнос-Айрес. Он принимает участие во многих международных выставках. Проходят и персональные выставки скульптора.

В 1950 г. он возвратился в Советский Союз. Произведения Эрьзи хранятся в различных музеях мира. Большая часть в настоящее время находится в Мордов­ском республиканском музее изобразительного искусства.

Романтика первых послереволюционных лет, ожидание коренного переустройства самой жизни привели в 1920-е гг. Эрьзю на Урал. Он поселяется на Мраморском заводе – старинном центре добычи и худо­жественной обработки уральского мрамора. В 1919 г. Эрьзя выдви­гает мысль об организации на Урале Красной академии скульптуры. «Нам нужно здесь среди мрамора положить начало Скульптурной ака­демии, – говорил он. – Мы привлечем сюда для работы лучшие силы России. Они с радостью поедут на Урал, в царство мрамора, так как давно мечтают об этом. Здесь лучшие материалы, они в сотни раз превосходят по своему качеству все материалы Европы».

Художник много работает. Вдохновленный идеями революции, он стремится создать символические образы Свободы и освобожденного человека. К маю 1920 г. Эрьзя создает два значительных произведения – памятник Свободе и Освобожденному Труду.

Памятник Свободе был установлен на площади Уральских коммунаров. Это был огромный шар, олицетворяющий Землю, с обнаженной женской фигурой, символизировавшей свободу. Памятник вызвал критические отзывы. Скульптора обвинили в «модерне» и «недостаточной идейной глубине».

В это же время Эрьяз создал скульптуру освобожденного человека из белого мрамора, которую установили на Кафедральной площади города, рядом с Богоявленским собором на месте снесенного к тому времени памятника Александру II. На постаменте гордо возвышался… обнаженный гигант. Он символизировал освобожденное человечество, сбросившее оковы прошлого. Однако эта аллегория не была понята публикой.

Официальное название памятника – «монумент Освобожденному Труду» быстро забылось: екатеринбургский обыватель именовал скульптуру просто и без затей – Ванька Голый (некоторые, правда, называли его Федька-бесстыдник). У исследователей есть версия, что Эрьзя «изваял человека перед расстрелом, у которого в прошлом остались и несвобода, и страх, и сама жизнь»…

Судьба у «Ваньки» оказалась многотрудной: одни подшучивали над ним, на страницах журнала «Товарищ Терентий» печатались озорные частушки по его поводу, нудисты размещали на нем плакат «Долой стыд!», старушки, видя это рядом с главным городским храмом, шарахались. В конце концов «свободного человека» заколотили в деревянный ящик и перенесли в другое место.

Рассказывают, что скульптура в ящике долго лежала на берегу городского пруда, а потом ее… утопили в пруду. Как бы то ни было, памятник исчез. Ходят слухи, что мрамор использовали мастеровые, что при спуске воды из пруда виднелась рука несчастного «Ваньки». Сегодня памятник остался только на фотографиях.

Свергнутая статуя исчезла, оставив ничем не занятый постамент, у которого тоже была своя, очень новая история.

Приведем воспоминания одного из старожилов Свердловска – С.Захарова: «…похожие удивленно останавливались. Что это за необычные похороны? Но те, кто подходил поближе и с любопытством заглядывал в гроб, начинали смеять­ся. В гробу лежал… ремень, самый обыкновенный пояс­ной ремень с пряжкой. В чем же было дело?

Во многих семьях тогда еще существовали дедовские обычаи: основой воспитания в них считались телесные наказания. И вот свердловские пионеры, выражая про­тест против таких обычаев, избрали столь неожиданную форму — решили торжественно сжечь ремень.

В те дни на площади имени 1905 года возвышался пьедестал, оставшийся от дореволюционного памятника императору Александру II. В 1930 г. этот пьедестал сослужил свою последнюю службу. Именно на него и был поставлен гроб с ремнем.

Хоронили ремень с шуточными речами. Затем под возгласы «ура» черный гроб подожгли. И пока он горел, все смеялись, хлопали в ладоши и пели. А когда оста­лись только тлеющие угли, их залил из огнетушителя дежурный пожарный. Пустой же пьедестал вскоре сне­сли: начиналось благоустройство площади»

Список литературы

    1. Абрамов К. Г., Степан Эрьзя : роман. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1977. – 444 с. ; 21 с.
    2. Бирюков Е. Восславил он «Свободу»… : [О деятельности и скульптур. работах С. Д. Эрзи в г. Свердловске в 1920-1925 гг.] // Вечерний Екатеринбург. – 2000 – 13 июля.
    3. Бирюков Е. М. Ванька Голый и К : [из истории екатеринб. памятника] // Уральский следопыт. – Екатеринбург, 2004 № 12. – С. 72-73
    4. Блинов В. «Освобожденный человек»: поиски и догадки : [«Памятник Освобожденному труду» в г. Екатеринбурге, скульптора С. Эрьзи]Уральский рабочий. – 1996. 6 нояб.
    5. Блинов В. А. Звезда Эрьзи : [Об урал. периоде жизни мордов. скульптора С. Д. Нефедова (1876-1959)] // Уральский рабочий. – Екатеринбург, 1999 10 янв.
    6. Блинов В. А. Звезда Эрьзи : [скульптор С. Д. Нефедов] // Корепанов Н. С. Город посредине России : культур.-ист. очерки / Николай Корепанов, Владимир Блинов. – Екатеринбург, 2005. — С. 146-154
    7. Блинов В. А. Недорисованный портрет : повесть : [о скульпторе С. Д. Эрьзе]. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1991. – 157, [2] с., 8 л. ил. ; 21 см.
    8. Красносельская Р., Злоключения Вани Голого : [скульптура С. Эрьзи, установл. в 1920 г. на Кафедр. площади] // Областная газета. Екатеринбург, 1997 25 апр.
    9. Мурзина И.Я. Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург, «Форум-книга», 2008.
    10. Пудваль А. Р. Здравствуй, Эрьзя! : [биографическая повесть о мордовском скульпторе Степане Дмитриевиче Эрьзя]. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1989. – 175 с., [8] л. ил. ; 17 см.
    11. Работа С. Эрьзи из «Литературной газеты»… : [скульптура «Скорбь», создан. на ст. Мраморская в 1918 г.]Литературная газета. – 1996. – 25 дек. – С. 3
    12. Степанов Е. Человек над городом : [история скульптуры С. Эрьзя «Освобожденный труд», 1920 г.] // Екатеринбург. Листая страницы столетий. – Екатеринбург, 2003 – С. 86
    13. Шимонек Е. В. С. Д. Эрьзя в Екатеринбурге (по материалам Государственного архива Свердловской области) // Шестые Татищевские чтения : Тез. докл. и сообщ. – Екатеринбург, 2006.  – Т. 2. – С. 105-108.

Видео

Галерея

Другие работы С. Д. Эрьзи Вы можете посмотреть здесь

На главную страницу