Эрнст Иосифович Неизвестный ( 1925 – 2016)
Эрнст Иосифович Неизвестный ( 1925 – 2016) – скульптор, художник, философ.
Родился в Екатеринбурге в 1925 г. Добровольцем ушел на фронт, был тяжело ранен, награжден орденом «Красная звезда». Учился на философском факультете МГУ. Закончил Всесоюзный Государственный Художественный Институт им. В. И. Сурикова.
В 1976 г. он был вынужден покинуть страну. Жил в Швеции, где впоследствии был создан музей, посвященный его творчеству, затем переехал в США. Живет в Нью-Йорке.
Эрнст Неизвестный – профессор философии Колумбийского университета, действительный член Шведской Королевской Академии наук, искусств и гуманистики, Европейской Академии искусств, наук и гуманистики в Париже, член Нью-Йоркской Академии наук. В 1996 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».
Уже с первых шагов в искусстве Эрнст Неизвестный начинает искать язык, который был бы способен воплотить в зримых образах глубинные тайны человеческого бытия. Созданные в начале 50-х гг. его работы еще сохраняют узнаваемые и привычные реалистические формы, но вскоре пластика его произведений становится все более экспрессивной, повышенно динамичной.
В связи с усиливавшимися в Москве обвинениями художника в «формализме», он на несколько лет (1956-1957 гг.) возвращается в Свердловск, работает на заводе «Металлист» учеником литейщика, продолжая заниматься скульптурой. В это время рождается замысел грандиозного «Древа жизни».
В те же годы художник обращается к теме прошедшей войны. Он писал впоследствии: «Исходным опытом, который заставил меня по-новому взглянуть на искусство, была война. <…> Война – это чужеродный элемент в живом, ведущий к смерти. <…> Сила, становящаяся частью людей и заставляющая их убивать друг друга».
В произведениях Неизвестного начинает звучать тема смерти. Он создает скульптуры солдат, гибнущих на войне. И эти произведения мало похожи на официальное искусство тех лет. Широко известна работа 1957 г. «Мертвый солдат», изображающая лежащего человека, лицо которого почти истлело, в груди огромное отверстие, а закостеневшая вытянутая вперед рука сжата в кулак, застыв в судорожном последнем жесте.
Как отмечает искусствовед Н. В. Воронов, «уже в этих вещах видим то, что было тогда органически противопоказано советскому искусству — отсутствие классового партийного подхода. Кто эти падающие и убитые? Немцы, русские? Фашисты, коммунисты? Даже каски их имеют какую-то общезначимую форму, которую не отнесешь безусловно ни к нашей, ни к германской армии. Следовательно, это солдат вообще. Существо, профессия которого – убивать или быть убитым. И отсюда — как бы две дороги, два смысла. С одной стороны, солдат — человек. Человек, вынужденный обстоятельствами, судьбой, идеологией убивать или жертвовать собой. Человек, предназначение которого и смысл жизни должны были бы быть в том, чтобы создавать, строить, растить детей, сажать деревья. Это – трагедия.
А с другой – существо не думающее, способное лишь выполнять приказы, превратившееся в послушный механизм, винтик. Вот он и мертвый все равно грозит нам сжатым кулаком. Не продолжением ли этой мысли будут «механические люди» и некоторые кентавры Неизвестного, созданные им позже, в 60-х годах? Человек, превратившийся в машину и не осознающий этого, не стремящийся освободиться от таких обстоятельств и такой идеологии. И это тоже – трагедия»
Художник интересуется художественными поисками русского авангарда. В одном из интервью 90-х гг. Неизвестный так формулировал свое творческое кредо: «Я всегда опирался в своей работе на те фундаментальные законы классической и реалистической живописи, которые освоил в юности. Другой вопрос, что я всегда пытался как бы обручить классические каноны с мышлением двадцатого, а может, двадцать первого века.
Но уже назревает его конфликт с официальным искусством, «апофеозом» которого станет произошедшее на выставке в московском Манеже в декабре 1962 г. столкновение с Хрущевым, после которого начнется многолетняя травля скульптора.
С начала 60-х гг. и до своего отъезда из страны в 1976 г. Неизвестный создал более 850 скульптур. Почти все зарабатываемые деньги он тратил на их отливку, это скульптуры серии «Гигантомахия», циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. Одновременно он занимается книжной графикой, создавая серии «Эмпедокл», «Платон», «Данте», «Легенды», «Библия», «Крик», «Достоевский». Одна лишь серия «Судьба» состоит из более чем 400 досок. И все это делалось в то время, когда он вынужден был зарабатывать на жизнь, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Главной темой художника является человек, страдающий, борющийся, сомневающийся, побеждающий и побежденный. Мировоззрение Неизвестного сложились во многом под влиянием русских философов, для которых был важен приоритет общечеловеческих ценностей перед всеми прочими. Его работы кажутся неискушенному зрителю непривычными.
В работе, посвященной творческому пути скульптора, Н. В. Воронов пишет: «Неизвестного <…> интересует не столько действие, сколько состояние, внутреннее переживание, те страсти и борения, которые часто буквально корежат тело человека, ломают его, распинают, рвут на части… Что же это за человек? Наверное, на взгляд нашего зрителя, привыкшего к реально-натуральному воспроизведению людей на полотне или в бронзе, большинство созданий Неизвестного покажутся просто уродами. Но художник не ставит себе задачу похожим образом воспроизвести природу, для него важно вскрыть сущность этого, как говорят, высшего создания природы — человека. А эта сущность раскрывается в его постоянном сталкивании с миром, со средой, обстоятельствами, другими людьми. Скульптуры Неизвестного почти всегда конфликтны. В них идет борьба человека с собственной человеческой природой и с теми явлениями, фантомами, мифами, которые он сам породил или же ежечасно порождает на протяжении всей истории. Анализируя эти постоянные борения, скульптор, естественно, отвлекается от конкретных людей (кроме, конечно, портретных изображений)». Для художника очень важно выразить идею, в образной осязаемой форме донести до зрителя свои мысли.
Два произведения, созданные в 60-е гг., Н. В. Воронов отмечает особо: «Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения – все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая – «Пророк» (1962 — 1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал: «Самым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул
Так создается Пророк. В этом выражена идея сведения разнородных элементов в природе в едином невидимом, но живом и сущностном… «Угль, пылающий огнем» – пушкинская метафора, которую скульптор воспринял и как огненное пророческое сердце, и как выражение такой разнородности пo отношению к телу, которая в единении с ним образует новую духовную сущность Воссоздано же это вновь в утрированно-мускулистом теле человека с открытым в крике или страдании ртом, который держит в своих руках кусок пылающего угля и словно бы готовится вдвинуть его в свою отверстую грудь. Как и обычно у Неизвестного — во всем страшное напряжение, бугрятся мускулы, суставы и кости словно выпирают изнутри, корежа тело. <…> Даже руки, как раскрытые горсти, будто бы прорвали изнутри грудь, чтобы взять этот пылающий угль. И наряду с выражением силы нас настораживает почти кубическая форма черепа, сравнительно невысокий лоб и не столь уж интеллектуальные, словно вырубленные топором, черты лица. Пророк или фанатик? А может, и то и другое, ибо пророк всегда должен быть фанатичным, иначе кто ем у поверит… Но во всяком случае, такой образ резко отличен от тех стереотипов, которые сложились в сознании благодаря иконописи и религиозному искусству готики, Ренессанса и более позднего времени. Это совершенно новый образ, созданный художником ХХ века и утверждающий его мысль, его восприятие. Однако истоки этого восприятия — и в книгах Библии, и в стихах Пушкина, то есть в пластах культурной традиции человечества.
И еще одна особенность – в скульптурах Неизвестного обычно выражено не продолжающееся состояние, а как бы самый напряженный, кульминационный, решающий его момент. Человек разнимает свою голову (сознание раздваивается), вынимает свое сердце, делает нечеловеческие усилия, совершает решающий шаг, кричит от боли, ужаса или одиночества… Скульптура не просто символизирует Пророчество, Крик, Молитву, она показывает их в самый важный момент, определяющий смысл и суть совершаемого, причем совершаемого с максимальным напряжением всех сил, таким напряжением, которое деформирует или даже разрушает телесную оболочку».
Своеобразие работы Эрнста Неизвестного состоит в том, что он работает сериями. Их можно рассматривать как вариации на одну тему: одна и та же тема воплощается одновременно в скульптуре и графике, причем графика не используется как эскизный материал для скульптуры, а решает ту же тему самостоятельно. Такова, например, тема «Странные рождения» – серия работ на темы мифологических рождений: Евы из ребра Адама, Афины из головы Зевса, Афродиты из морской пены, Пантагрюэля из уха и т. д. Таковы же серии «Монархия», «Гигантомахия» с преобладанием скульптур и графические серии «Эмпедокл», «Пожиратели» («Пожиратель цветов», «Пожиратель детей» и т. д.) и др. Среди многих тем, занимающих художника, особое место занимает тема Креста.
На обращение к этой теме, кроме религиозно-философских причин, повлияло и произошедшее еще в детские годы знакомство художника с пермской деревянной скульптурой. Художник вспоминает: «Будучи мальчиком я познакомился с пермской деревянной скульптурой, которая произвела на меня достаточно большое впечатление. Я хотел бы сказать, что это не прямые аналогии, а какие-то ассоциативные связи. Пермская скульптура – это в какой-то степени уникальное явление в русском религиозном творчестве. дело в том, что в пермской скульптуре есть определенная система деформации, несколько необычная для нагрудных православных крестов. Эта деформация, в известной мере, похожа на то, что мне хотелось бы делать. То есть в этой деформации присутствует не только благостность, а и некий элемент драматизма, который сближает меня с этими работами». А в интервью газете «Комсомольская правда» (от 29 июня 1989 г.) Неизвестный прямо говорит: «Меня всегда считали модернистом, а я – архаист. Мои Распятия, например, восходят к пермской деревянной скульптуре, которую я основательно изучал».
Созданные им Распятия – это спаянные воедино, так же, как они сосуществуют в нашем мире, страдания и счастье, добро и зло, жизнь и смерть. Сам художник однажды сказал об этом так: «У меня была мечта сделать Распятие как некую форму мемориала. То есть я представляю себе поле, которое уставлено такого вида крестами, где, скажем, умирающий распятый человек умирает как бы не один. Будто умирает целая человеческая ветвь. Поэтому у меня в распятиях вместо одной головы много голов – от старухи до ребенка. Умирает человек и умирает в нем все прошлое, настоящее и будущее. Это как бы лес разномасштабных распятий, стоящих, допустим, на месте массовых захоронений в войну».
В работе «Сердце Христа»: «странная, человекоподобная фигура с огромным раскрытым в страшном крике зевом. Вместе с тем эта орущая голова отдаленно напоминает сердце. В середине что-то напоминающее грудь в интерпретации художника кубиста. Затем книзу фигура сужается и раздваивается — она утверждена как бы на двух копытах. А в центре этой полнообъемной скульптуры высоким рельефом и во вполне привычных формах, действительно близко к пермской скульптуре, выполнен распятый Христос с закрытыми глазами и в терновом венце.
В 1985 г. в Нью-Йорке в соборе Иоанна Богослова в капелле св. Бонифация состоялась выставка работ Эрнста Неизвестного, где, наряду с другими его работами были представлены семь его Распятий. В газете «Новое русское слово» критик отмечал, что произведения Неизвестного «содержат в себе элементы архаической, языческой скульптуры, религиозного экстаза средневековой романской скульптуры и формального воображения синтетического кубизма».
В настоящее время Эрнст Неизвестный работает и над памятниками в нашей стране. Один из них – мемориал жертвам сталинских репрессий «Треугольник скорби» (Воркута – Свердловск — Магадан). Центральным звеном должен был стать памятник в Свердловске. В основе его – две маски: Европа, смотрящая на Азию, и Азия, глядящая на Европу. Здесь же и их как бы контрмаски, олицетворяющие души – и души замученных, и, условно говоря, «дух Европы и Азии». Между ними — крест, и он же является решеткой, символизирующей ту тюрьму, в которой бился в прошлые годы свободный дух европейских и азиатских народов нашей страны. К сожалению, памятник, в отличие от воркутинского остался не реализованным.
«Древо жизни»
Еще в 1956 г. у художника возник замысел работы «Древо жизни». Неизвестный вспоминает: «В 1956 году, когда я был в очень тяжелом состоянии и мне казалось, что мне больше не для чего работать, так как бессмысленно работать в никуда, без надежды выставлять, я задумался над своей будущей судьбой художника. И в одну ночь, это буквально сразу, я во сне увидел «Древо жизни». Я проснулся с готовым решением. Правда, тогда «Древо жизни состояло не из семи витков Мёбиуса, а из одного витка. Но общая форма, форма кроны дерева и сердца была решена. Таким образом я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели. <…>
Что такое «Древо жизни»? Это семь витков Мёбиуса, сконструированных в форме сердца. Для меня символы и знаки – не пустое место. В Библии «древо» синоним «сердца», а «сердце» синоним креста. Таким образом, «Древо жизни» объединяет эти три понятия. Технически же Мёбиус очень подходящая форма для многих эффектов. Дело в том, что скульптура и живопись и другие виды изобразительного искусства обычно располагаются на плоскости: допустим, на стенах храма или на потолке храма, где тоже есть изображения. Мёбиус дает гигантское количество плоскостных возможностей при естественном, а также при искусственном свете; он дает пространственное изображение а математически почти бесконечных точках, ракурсах и перспективах. Это создает зрительные эффекты, которые, возможно, в большом размере будут очень значимы.
Мёбиус также рассматривается сегодня многими как некая и научная, и метафизическая модель вселенной. Для меня это важно потому, что в принципе все сооружения, претендующие на храмовую роль, есть микромодель вселенной. Даже только план, только фундамент любого храма символически есть карта вселенной, во всех религиях. Конечно, то, что я предлагаю, это не храм. У меня нет таких претензий. Мы и живем не во времена храмовой культуры. Я предлагаю скульптуру, принцип построения которой заимствован у храмовой архитектуры. И я пытаюсь создать некий синтез – скульптуру в архитектурном виде. Одновременно для традиционного строительства эта скульптура очень неожиданна, так как в ней нет деления на интерьер и экстерьер. Интерьер и экстерьер как бы пронизывают друг друга.
Поэтому это сооружение должно быть достаточно большим. Диаметр больше 100 метров продиктован не просто желанием сделать большое. <…>
Итак, большой размер. Еще в силу технических причин. Ведь нет интерьера и экстерьера. Как мы будем попадать внутрь тела? Мы будем проходить сквозь тоннели, которые являются буквами. На четырех языках — русском, английском, китайском и древнееврейском будет написана фраза: «Люди, живущие во времена разрушенного храма, подобны людям, живущим во время разрушения храма».
«Древо жизни» ставится в центре креста, образуемого севером, югом, востоком и западом. Тоннели-буквы будут иметь не только символическое значение (проход сквозь букву — проход к смыслу), но и визуальное. Когда мы будем подъезжать или подходить к монументу, он будет возвышаться над буквами, и эти небольшие тоннели не будут видны. Когда мы будем входить в тоннель, в букву, монумент будет от нас заслонен, мы не будем его видеть. И когда мы будем выходить из тоннеля, мы окажемся в пространстве, где над нами внезапно нависнет гигантское сооружение. Мы войдем в лабиринт, организованный семью дорогами. Они будут символизировать семь человеческих грехов. Там не будет никаких изображений. Там будет только натуралистически сделанная фигура слепого человека, который идет по этому лабиринту с вытянутыми вперед руками. Он будет ходить по лабиринту с толпой в самых разных местах: то он идет среди нас, то он идет по стене, то по потолку. Это будет одна фигура, повторенная множество раз.
После этого мы попадаем в центральное фойе, где будем садиться в лифты. И будем подниматься на семь отметок. Как мною спроектированы лифты? В Италии есть такой древний колодец, где женщины спускаются за водой, а потом поднимаются с водой. Это сделано в два винта, нарезка лево-правая и право-левая, они идут независимо, и движение — противоположное. Так будут двигаться и лифты. Они будут представлять собой стеклянные корзины. Вместе с тем, хребет, центр этого древа жизни и лифты должны быть спроектированы так, чтобы они повторяли движение спирали ДНК, а также символизировали мужское и женское начало. Лифты будут двигаться очень медленно, и мы будем выходить на семи отметках. В виде веера будут расположены стеклянные полы. Они позволят нам видеть то, что происходит внизу и наверху, не будут заслонять изображения. Поскольку семь спиралей создадут совершенно фантастическую множественность ракурсов, мы не можем предвидеть все визуальные эффекты, которые будут возникать в каждой отдельной точке. Я к этому и не стремлюсь, это должно родиться само собой.
Что же изображается в этих витках Мебиуса? Технически они представляют собою железобетонные конструкции, наподобие сотов, но только самого разнообразного диаметра. Эти двусторонние емкости – соты — будут наполняться скульптурой, живописью, светотехникой, кинетикой, т. е. подвижными элементами. По мере того как они будут морально устаревать, подвижные элементы будут заменяться. Среди них будут различные движущиеся машины, потому что современная машинерия часто более драматична и изощренна, чем усилия художников.
Светотехника, кино, подвижные части, элементы различных школ и направлений искусства, от реализма до экспрессионизма, от экспрессионизма до поп-арта, от поп-арта до оп-арта. Там могут выставляться любые концепции. Что я имею в виду? Как машины должны заменяться, так и мои друзья, мои студенты и соавторы могут каждый делать свой объект в том теле, которое я предложил. Этот объект может быть экспонирован, и этот объект может быть заменен. Таким образом, это сооружение явилось бы не только попыткой синтеза различных направлений и школ, нахождения места в тексте (потому что сейчас многие направления в изобразительном искусстве вырваны из контекста), но и музеем современной технологии, возможных различных гипотез, а также действующим музеем искусства. Когда рассматривают это сооружение как скульптуру, возникает вопрос: «Как же может быть в одной скульптуре так много?», — это нелепо, хотя бы потому, что есть произведения культуры, как Данте или Библия и многое другое, что не читается от корки до корки, это не полицейский роман. Есть явления культуры, которые изучаются, т.е. кто-то читает Екклесиаста, кто-то читает другую часть, кто-то читает в «Аду»одни части, кто-то читает другие, философские части. Таким образом, это множественность. Но эта множественность едина. Светящее, пульсирующее, музыкальное лицо сердца или древа есть феномен целого. И эстетически в целом оно будет производить впечатление гармонии. Когда же мы будем попадать внутрь, то не нужно предъявлять к этому сооружению претензий, которые мы предъявляем к единичной скульптуре. Это же здание. С таким же успехом можно отрицать музей Помпиду или Лувр, или, скажем, Гугенхейм, или научно-техническую выставку. Поэтому здесь претензия соединить два начала, как и многие другие начала.
Почему я придумал такую жесткую структуру, состоящую из семи Мёбиусов, из семи цветов спектра? Почему я пытаюсь заковать все свое творчество в столь <…> математические и жесткие границы? В данном случае я объяснил свою фантазию, исходя из некоторых исторически сложившихся предпосылок русского интеллигента, стремления его создать микроуниверсум. <…>
И когда я хочу построить свое «Древо жизни», я полностью сознаю почти что клиническую, патологическую невозможность этого замысла. Но он мне нужен для того, чтобы работать. И множественность меня не пугает, потому что она скреплена математическим единством, она самозамкнуга. Если бы меня спросили, где находится центр «древа жизни», я бы, вероятно, сказал, как буддисты: везде и нигде. Если бы моя воля, то я бы расщеплял изображение до бесконечности: в каждом глазу, в каждой ноздре находилось бы новое «Древо жизни», и так до бесконечности.
Скажу немного о свете, который будет присутствовать в этом древе. Как любил говорить о. Павел Флоренский в связи с русской иконописью, цвета не существует, существует свет различных колебаний. Поэтому, если моя воля, то я не писал бы даже картин в этом сооружении, хотя я их пишу для него, но задал бы общую программу цвета электроникой, которая будет меняться. В центре этого сооружения будет находиться фигура пророка с подвешенным сердцем. Это сердце в точности повторяет форму древа жизни или сердца. Это будет мобиль, то есть подвижное сердце, и оно будет вращаться. Внутрь этого сердца вставлены глаза. Это электронные устройства, в которых будет программа, регулирующая светоносность сооружения. Оно будет высвечиваться изнутри и цвет будет меняться в зависимости от этого электронного устройства. Ритм — это будет биение сердца, будет звук биения сердца, еле слышный, и свет внутри сооружения будет пульсировать в ритме биения сердца.
Все это — попытка совместить несколько начал, попытка совместить вечные основы искусства и временное его содержание. Низменное, жалкое, ничтожное соединяется постоянно и вечно в вере, чтобы стать благородным, величественным, осмысленным».
«Древо жизни» – это произведение, призванное наиболее полно претворить весь предыдущий творческий опыт, стать квинтэссенцией размышлений Эрнста Неизвестного о судьбе человека и человечества. Вся подготовительная работа к проекту уже проделана. Созданы тысячи скульптур, десятки тысяч рисунков, рельефов, картин. Скульптор считает, что «Древо жизни» может стоять только в Америке или в России. Этот грандиозный проект и грандиозный замысел, наиболее адекватны масштабу таланта художника. Хорошо бы увидеть этот замысел осуществленным и воплощенным на родине Неизвестного…
Список литературы
-
- Викторов В. В Екатеринбурге восстановили студенческие скульптуры Эрнста Неизвестного : [горельеф и статуи скульптора Э. Неизвестного в Музее истории Екатеринбурга] // Комсомольская правда. Екатеринбург. 2009. — 10 июня — С. 5
- Кузнецова Н. В. Как студент Эрнст Неизвестный лепил П. П. Бажова : [Эскиз памятника на могилу урал. писателя П. П. Бажова] // Полевской край: Ист.- краевед. сб. Вып. 1. – Екатеринбург, 1998 – С. 148-149.
- Матафонова Ю. К. Эрнст Неизвестный. – Екатеринбург : Издательский дом Сократ, 2013. – 269, [2] с. ; 21 см. – (Жизнь замечательных уральцев. вып. 7).
- Музею — быть!: [музей Э. Неизвестного в Екатеринбурге] // Аргументы и Факты-Урал. – Москва, 2013. – 27 февр.-5 марта (№ 9). – С. 30.
- Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург, «Форум-книга», 2008..
- Неизвестный Э. «Распятие» Эрнста Неизвестного : [интервью со скульптором (в т. ч. о бронзовой копии «Распятия» для банка «Северная казна», Екатеринбург // Вечерний Екатеринбург. – 1997 – 11 янв.
- Последний Кентавр : [буклет выставки. – [Екатеринбург : Информационно-издательский центр «РГ-Урал», 2014]. – 48 с. ; 21х26 см.
- Пророки. – Москва : Прогресс-Традиция, 2005. – 739, [4] с. ; 26 см.
- Публикации об Эрнсте Неизвестном : [Библиогр. список лит., 37 назв.] // Архив выполненных справок. Екатеринбург, 1991 Спр .№ 367.
- Свентицкий Г., Неизвестный на родине предков : В Верхеуральске состоялась выст. Эрнста Неизвестного: [Крат. биогр. справка о худож.] // Уральский федеральный округ (УрФО). Екатеринбург, 2003 N 7-8. — C. 67.
- Эрнст Неизвестный : скульптура, графика : в рамках «Американских Сезонов» при поддержке Двусторонней Президентской Комиссии России и США : [выставка, 17 февраля — 8 апреля 2012 : каталог]. – Екатеринбург : Екатеринбургская галерея современного искусства, 2012. – 47 с. ; 21х21 см.