Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887 – 1941)
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887 – 1941) –известный скульптор. родился в семье потомственных плотников г.Шадринска. Имя родного города и стало затем псевдонимом скульптора («Шадр» – от «Шадринска»). Окончил Екатеринбургскую художественно-промышленную школу (классы Т.Э.Залькална и М.Ф.Каменского, 1907). Учился в Петербурге и в Париже у О.Родена и Э.А.Бурделя (1910), в Риме и Английской академии.
Наиболее известные работы: «Булыжник — оружие пролетариата» (1927); «Сезонник» (1929); надгробия Н.С.Аллилуевой (1933), Е.Н.Немирович-Данченко (1939), В.Л.Дурову (1940). Многие из работ Шадра находятся в Государственной Третьяковской галерее.
В конце 20-х гг. в стране предстоял обмен денег, и Гознак поручил художникам создание новой эмблематики для советских ассигнаций: на них должны быть помещены изображения рабочих, крестьян, красноармейцев.
Обычно для Гознака работали графики, и поэтому предложение Шадра создать серию круглых скульптур, которые послужат образцами для гравюр, сперва показалось странным. Но скульптор сумел убедить в своей правоте: фигуры, доказывал он, можно будет сфотографировать с разных сторон, при разном освещении, в разных ракурсах. Наиболее удачный поворот и появится потом на предназначенных для дензнаков гравюрах.
Для выполнения полученного заказа Шадр добивается разрешения посещать заводы, ездить в воинские части. Он делает рабочие наброски, отмечая то своеобразный жест руки, то поворот головы, то складки щек. Он ищет лица, которые бы воспринимались как собирательные, типические образы своей эпохи. С этой целью скульптор едет на Урал, в Шадринский уезд – создавать портреты земляков.
Он создает фигуру сеятеля, одной рукой легко разбрасывающего семена. И этот сеятель… совсем не похож на реального уральского крестьянина. Уральцы сеяли двумя руками, повесив на шею лукошко и склоняясь под его тяжестью. Но художник отказывается от фотографичности – иначе вся фигура будет лишена легкости, радостности. Вольные, широкие взмахи руки сеятеля должны передавать главное: красоту и ритмичность труда, его жизнеутверждающую торжественность.
Его герой – это былинный богатырь, сродни Микуле Селяниновичу, связанный с землей-матерью кровными нитями. Его жест – апофеоз свободы и силы.
«Самое важное для художника — отразить духовную сущность эпохи», – говорит Шадр. Эту задачу он и решает в работах для Гознака. Это и придает «Рабочему», «Красноармейцу», «Крестьянину» и «Сеятелю» подлинную монументальность.
Потом, с напечатанием денег, приходит слава. Работы Шадра знают по всей стране, знают даже те, кто не умеет читать, кто не имеет представления о том, что такое скульптура. В конце 1923 г. выпускаются последние двадцатипятитысячные купюры с изображением «Красноармейца» и «Крестьянина». В следующем, 1924 – пятирублевые с «Сеятелем» и «Рабочим». Потом облигации Первого, Второго, Третьего крестьянского займов. Марки, опять деньги, опять марки — ежегодно вплоть до 1932 г. Портреты шадринских крестьян публикуются повсюду, даже на обложке дешевых папирос «Смычка».
Шадр рассказывал потом, что тема работы была ему ясна давно – ему хотелось показать восставшего человека, но конкретный сюжет долго оставался нечетким. Идея памятника была связана с первой русской революцией, первый набросок был сделан в 1926.
Решить его помогли личные воспоминания – демонстрации в 1905 году на Кафедральной площади в Екатеринбурге. <…>
Шадр решил изобразить одного из реальных героев демонстрации на Кафедральной площади Екатеринбурга 1905 г. – рабочего-мастерового, какими он привык их видеть.
Он хочет сделать своего рабочего полным стремительной силы, разворачивающимся, как пружина: резко, чуть ли не винтом повернет его торс, придаст сложное круговое движение рукам и ногам. Необычность поворота подчеркнет усилие, которое требуется, чтобы выворотить из мостовой булыжник. Идея композиции – борьба пролетариата, непримиримая и яростная.
Он создаст фигуру, горящую огнем битвы, для этого он нужно напрячь мускулы, гипертрофировать мышцы, до предела упереть ноги в подиум – тогда фигура приобретет нервную, динамичную выразительность. Зритель должен посторониться перед рабочим, мысленно уберечься от летящего камня.
Постамент, на котором стоит рабочий, – не нейтральный, он часть действия. Из него, как из булыжной мостовой, выворачивает рабочий свое оружие.
Сложность представлял и вопрос о наружности рабочего: каким он будет – изможденным или молодым и красивым. И скульптор стремится подчеркнуть в своем герое достоинство, энергию, волю, целеустремленность.
Скульптура «Булыжник – орудие пролетариата», созданная Шадром, поражала воображение, художник сумел в полноте реализовать задуманное. Однако партийная критика приняла работу крайне недоброжелательно.
Она будет выставлена только в 1941 г., и до сих пор занимает свое место в Государственной Третьяковской галерее как одно из лучших произведений советского искусства.
В настоящее время Екатеринбургское художественное училище носит имя И.Шадра.
Список литературы
-
- Белоусов А. Иван Шадр — Пушкину : [Крат. справка об истории создания памятника поэту в г. Ленинграде в 1937-1939 гг.] // Тобол: Лит.- публ. альм. Курган, 1999 № 5.– С. 173.
- Блинов В. Булыжник как оружие : [скульптор И. Шадр, очерк о жизни и творчестве] // Корепанов Н. С. Город посредине России : культур.-ист. очерки / Николай Корепанов, Владимир Блинов. Екатеринбург, 2006. — С. 112-121
- Дудко А. А. Иван Дмитриевич Шадр. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1969. – 92 с., [10] л. ил. ; 17 см.
- Дудко А. А. Художник революции : Иван Дмитриевич Шадр. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1974. – 27 с. ; 20 см.
- Матафонова Ю., Шадр из Шадринска : [Об урал. периоде жизни скульптора И. Д. Шадра (1887-1941)] // Уральский рабочий. Екатеринбург, 1998 21 ноября
- Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург, «Форум-книга», 2008.
- Смирных А. Иван Шадр. Формирование коллекции : [Шадрин. краевед. музей] // Мир музея. 2009. – № 3. – С. 28-29.
- Старков В., Иван Дмитриевич Шаддр : [скульптор, крат. биогр. справка] // Мой город : Екатеринбург в памятниках истории и культуры / Владимир Старков. 2006. — С. 47.