Ярополк Леонидович Лапшин (1920 – 2011)

Ярополк Леонидович Лапшин (1920 – 2011) – известный уральский кинорежисер. Ярополк Лапшин родился на Украине в городе Номосковске 28 сентября 1920 года. Его отец был участником Гражданской войны, после ее окончания он работал на заводе в Москве. История жизни отца режиссера рассказана в книге воспоминаний участников Гражданской войны «Правда века», вышедшей в то время. Мать будущего режиссера была  преподавателем словесности. В последние годы жизни она работала хранителем фондов Свердловской картинной галереи.

В 1930-х г. семья Лапшиных жила во Владивостоке, где он окончил школу и начал, как пишет Н, Б. Кирилова, приобщаться к искусству. Он принял участие в одном из спектаклей Приморского театра юного зрителя, который арендовал актовый зал в школе. Автор отмечает, что Лапшин активно участвовал в спектаклях этого театра в 1936-1938 гг. Опыт, полученный во время этих спектаклей, пригодился режиссеру в будущем.

В 1938 году семья будущего режиссера переезжает в Москву, где он по- ступает во ВГИК в мастерскую одного из основателей российской киношколы – Льва Кулешова.

Во время Великой Отечественной войны, когда ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату, где Лапшин начал знакомство с кинопроизводством. Как отмечает Н. Б. Кириллова, он наблюдал за съемочным процессом таких знаменитых фильмов того времени, как «Парень из нашего города», «Жди меня», «Иван Грозный».

По мнению исследователя Н.Б. Кирилловой, это был важнейший этап в становлении Лапшина как кинорежиссера. На съемках фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате погрузился в особую творческую атмосферу, которую создавал Сергей Эйзенштейн, проявлявшуюся в отношении мастера к съемочной площадке, к декорациям, костюму и гриму актера как к знакам исторической эпохи. Среди режиссеров, повлиявших на творческое становление Я. Лапшина, особое место занимают М. Ромм, как создатель особого типа исторического фильма – кино-диспута, и С. Герасимов, с его умением проникать в суть исторических событий и раскрывать их через судьбы людей.

По окончании ВГИКа Лапшин по распределению приезжает работать на Свердловскую киностудию. Лапшин был ассистентом режиссера А. В. Мачерета, снимавшего первый игровой фильм на Свердловской киностудии – «Сильва».

Их творческое содружество продолжится и позже – в работе над фильмом «Страницы жизни». Значимым для Лапшина было знакомство с творчеством режиссеров-документалистов послевоенного времени: А. Медведкина, И. Правова и А. Оленина, обращавшихся, в том числе, и к уральской тематике. Н. Б. Кириллова отмечает, что все эти события оказали важное влияние на становление Лапшина как режиссера.

Н. Б. Кириллова выделяет несколько этапов творческого пути Я. Лапшина.

Первый этап связан с освоением им жанра документалистики, когда им были сняты такие фильмы, как «Баку – город нефти», «Находка», «Совхоз на целине» и целый ряд других учебных научно-популярных документальных фильмов. Уже упоминавшаяся Н. Б. Кириллова характеризует этот этап творчества как «актуальное кино с учетом потребностей того периода времени».

Второй этап целиком связан с игровым кино, созданием киноэпоса, п священного Уралу и Сибири: фильмы  «Пора таежного подснежника», «Угрюм- река», «Приваловские миллионы» и «Демидовы».

Следующий творческий этап Лапшина, связан с приключенческими фильмами и фильмами о молодежи. Автор анализирует их так же, как фильмы Лапшина, посвященные истории Урала и Сибири. По мнению автора, создавая фильмы о молодежи, Лапшин пытается понять, как меняются жизненные ориентиры поколения (фильмы «Шестнадцатая весна» и «Любовь по заказу»).

Режиссер остался в истории автором фильмов, посвященных уральской истории. В настоящее  время в Екатеринбурге имеется мемориальная доска, посвященная Ярополку Лапшину.

Список литературы

  1. Балуева Е. Кинозвезда Ярополка: // Вечерний Екатеринбург. 2000 30 сент.
  2. Кириллова Н. Б. Ярополк Лапшин. — Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2015. 320 с.
  3. Котельникова Л. Д., «Мастер» — не только название фильма. Это призвание : [Беседа с реж. науч.-попул. и докум. фильмов Свердл. уиностудии о нар. артисте России Я. Л. Лапшине в связи с его 80-летием // Вечерний Екатеринбург. – 2000 – 27 сент.
  4. Кучук А. Его именем называют детей во Франции : [К 80-летию Я. Лапшина, свердл. кинореж., почет. гражданина обл.] // Комсомольская правда. 2000 29 сент.
  5. Лапшин Я. Л. «Угрюм-река» — первый советский сериал : [Беседа с режиссером Свердл. киностудии Ярополком Лапшиным // Вечерний Екатеринбург. 2004 2 сент. С. 7
  6. Лапшин Я. С. Осень патриарха: [интервью с кинорежиссером // На смену!. Екатеринбург, 2005 30 сент. — С. 4
  7. Лапшин Ярополк Леонидович: [Лауреат спец. премии]//Лауреаты премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства 2000 года / М-во культуры Свердл. обл. Екатеринбург, 2001 С. 22
  8. Матафонова Ю. Гори, звезда!: [К 80-летию нар. артиста России, лауреата Гос. премии, кинорежиссера, почет. гражданина обл. — Я. Лапшина] // Уральский рабочий. Екатеринбург, – 2000 – 29 сент.
  9. Матафонова Ю. Ехали по Уралу, чуть не попали… в Париж : Заметки о режиссере: [Почет. гражданине обл. — Я. Л. Лапшине] // Уральский рабочий. Екатеринбург, – 2000 – 27 сент.
  10. Панкратьева Е. Его семья — кинематограф : [О кинорежиссере Свердл. киностудии Ярополке Лапшине] // Комсомольская правда. 2003 10 окт. — С. 18-19
  11. Подкорытова Н. Кинороман длиною в жизнь : [О режиссере Свердл. киностудии Я. Л. Лапшине] // Областная газета. – Екатеринбург, 2000. –  28 сент.
  12. Серова И. 75 — еще не вечер : [к юбилею народного артиста СССР, бывшего режиссера Свердловской киностудии Я. Л. Лапшина] // Вечерний Екатеринбург. 1995. – 2 окт.

Видео

Виртуальная выставка к 100-летию со дня рождения Я. Л. Лапшина

На главную страницу