Леонард Викторович Туржанский  (1875 – 1945)

Леонард Викторович Туржанский  (1875 – 1945) – известный художник. Леонард (по другим источникам – Леонид) Викторович Туржанский родился в 1875 г. в Екатеринбурге в семье врача. Рисовать Туржанский начал рано. Четырнадцати лет он становится учеником Алексеевского реального училища. Учась в нем, он занимается живописью у екатеринбургского художника Н.М.Плюснина. В 1895 г. он едет в Москву поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако поступает не сразу, а только спустя три года. За время обучения он награждается медалями за рисунки и этюды. Последние годы учебы он работает в мастерской под руководством В.А.Серова и К.А.Коровина.

Роль, которую сыграл В.А.Серов в творческом развитии Туржанского, огромна. Как отмечали исследователи, «Серов был необыкновенно строгим, но в то же время чутким педагогом; он требовал от учеников безусловного сходства с натурой, учил видеть в натуре то, что нужно художнику: умело схватить и передать целое, выделить смысл, основное. <…> Строго  оценивая произведения молодых художников, Серов умел вовремя поддержать их, зажечь в них жажду творчества»/

Туржанский пробыл в мастерской Серова и Коровина пять лет. Как он сам вспоминал позднее, «за эти пять лет я получил твердую выучку у В.А.Серова и научился ценить и понимать темпераментный колорит К.А.Коровина».

За время учебы он активно участвует в выставках. Сюжеты картин и этюдов, представленных Туржанским, говорили о его определившихся симпатиях и вкусах: «На пашне» (1900), «Вечерняя звездочка», «Весна», «Под навесом» (1901), уральские пейзажи. Излюбленный мотив художника – мотив весны. Он совершает путешествие на Север, где много рисует: пристани и шхуны, избы с изящными кружевами резьбы и пейзажи. Особенно интересны картины «Север, тихий вечер» (хранится в Государственной Третьяковской галерее) и «Сумерки» (хранится в Екатеринбургском Музее изобразительных искусств).

На картине «Север, тихий вечер» запечатлено удивительное состояние покоя и тишины. На высоком берегу стоит старая изба. Внизу виднеется узкая полоска берега и лодка, а на другом берегу возвышается холм, темнеющий на фоне неба. 

Уже в ранних работах Туржанского видны характерные черты его будущих пейзажей: «содержание их всегда просто, они полны лирического отношения к натуре; композиционно художник строит их вытянутыми по горизонтали, им присуща нарочитая «случайность», нужная для создания непосредственности, широкое и густое письмо».

После окончания училища Туржанский участвует в передвижных выставках и выставках Союза русских художников, членом которого он становится. Его имя приобретает известность. Он входит в первые ряды русских пейзажистов начала ХХ века.

Обычно с приближением весны художник отправлялся на родину. Лучшие свои картины он написал на Урале, в поселке Малый Исток под Екатеринбургом.

Он пишет солнечные закаты с преобладанием тяжелых насыщенных золотом вечерних тонов, день, напоенный свежим дыханием весны, серебряные тени на сверкающем снегу. Туржанскому, как никому другому, удалось так поэтически верно передать тихую прелесть северной весны, пробуждающуюся от зимнего сна землю.

Исследователь творчества Л.В.Туржанского Б.В.Павловский раскрывает особенности художественного мышления живописца: «Одна из лучших картин Туржанского на излюбленную тему «Ранняя весна» (1912). Первые дни весны переданы в ней с большим лиризмом. По голубому  небу протянулось не­сколько легких облачков. Зелень хвойного леса сбросила зимнюю седую пелену, перламутром сверкает на солнце снег, на нем лежат серебря­но-голубые, прозрачные тени. Красочное очаро­вание этой картины состоит в сочетании лилово­серых, желто-коричневых, бледно-голубых тонов. благодаря большому мастерству живописца цвет в этой картине, несмотря на всю интенсивность и силу, сохраняет легкость и свежесть.

Композиция пейзажа интересна своей жизненной простотой: часть забора в левом углу картины срезана, к нему примыкает дощатая изгородь. Нижние концы досок изгороди также срезаны рамой. Такое композиционное построение приводит к тому, что зритель становится как бы рядом с художником и начинает смотреть на мир глазами живописца. Забор, постепенно уменьшаясь, идет по диагонали. Горизонтальная линия изгороди в центре картины, около здания, пересекает это движение. Однако пространство пейзажа не замыкается в узком кругу. Слева от строения начинаются кусты, которые вместе с забором и изгородями сливаются в единую извилистую ленту, уходящую через поле в лес, где молодым соком наливаются ветви.

К теме ранней весны художник возвращается неоднократно, подмечая все новые и новые чер­ты в жизни природы. В Третьяковской гале­pee находится картина Туржанского, написанная в 1917 году, также названная «Ранней весной».

Если в картине 1912 года разнообразие дви­жения, его ритм говорили о бесконечности пространства, залитого солнцем, о молодых бурля­щих силах весны, то здесь широкий простор, мерный ритм бурых пятен травы, выглядываю­щих из-под снега, создают впечатление мягкой созерцательности и успокоенности.

Весна — время не только радостного цвете­ния, но и упорного труда. Проводя с первых дней весны всe время в деревне, Туржанскнй знал и любил труд русского крестьянина. Он посвящает ему немало прочувствованных про­изведений. С особенной любовью он изображает пахоту в теплые, но пасмурные дни. Вот крестьянская лошаденка, напрягая силы, тянет плуг, поднимая пласты чернозема и вспугивая при­летевших грачей; вот мальчишка на лошади боронит землю. десятки других картин также просты и безыкусственны, также овеяны под­линной поэзией. В них художник показывал связь человека с природой. Земля, преобразованная трудом человека, становится ближе и дороже художнику.

Туржанский с неостывающим жаром писал не только весну, но и осенние дни, любуясь их сочными, яркими красками. Удачной картиной этого цикла является «Осенний мотив» (ЕМИИ). Это первые дни осени — «бабье лето». Все пронизано солнцем. Стены домов, поляна, поросшая тра­вой дорога, тропинка — все излучает трепетный свет золота. От картины как бы веет ароматом травы, растущей на околицах русских деревень.

По поляне, пригретые солнцем, неторопливо движутся две коровы, отбрасывая на землю бархатные черно-зеленые тени. За плетнем —желтеющие полоски созревающего хлеба. По зелени дерева провисли как будто сделанные из тонкой красной меди листья, уже по-осеннему звенящие в эти еще полные солнечной ласки дни.

Живопись этой картины построена на контра­стах, слегка смягченных общим золотистым фо­ном. В середине картины художник помещает коров, дома с оранжевыми ставнями и освещенными стенами, пятно поля. Все это представляет собой как бы золотую полосу, вставленную в оправу: вверху — чистая бирюза неба, внизу — зелень поляны. <…> Вся техника подчинена основной задаче — с наибольшей полнотой передать впечатление по­коя и тишины».

Туржанский жил в Малом Истоке до глубокой осени, пока не наступало затяжное ненастье. Затем он уезжал в Москву до следующей весны. Весной 1917 г. он снова приезжает с семьей на Урал – и в результате революционных событий оказывается отрезанным от Москвы линией фронта.

После отхода войск Колчака, Туржанский вместе с другими екатеринбургскими художниками занимается оформлением города к празднику годовщины революции, преподает в Екатеринбургской художественно-промышленной школе.

В 1920 г. вновь уезжает в Москву. В 1920-30-е гг. он участвует в выставках, представляя публике свои пейзажи. В самое непростое для страны время он создает пейзажи, любовно выписывая стену избы и деревенский забор, пробуждающуюся от зимнего сна природу, ожидающую первого зерна пашню Что это? Аполитичность в политизированное время? Или это действительно то, что отличает настоящего художника: быть верным себе и своему таланту, несмотря ни на что.

В апреле 1937 г. Л.В.Туржанский открыл в Москве юбилейную выставку, которая подвела итог его тридцатилетней творческой деятельности. На выставке было представлено свыше двухсот работ. Юбилейная выставка нашла живой отклик у зрителей.

В этом же году Туржанский пишет новые работы – городские пейзажи Свердловска, Москвы. В конце 30-х гг. он живет на Кавказе. Картины, изображающие улицы Тбилиси, сейчас хранятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

В 1942 г. художник приезжает в Свердловск. Участвует в выставке, представляя публике пейзажи, написанные на Кавказе и новые работы, сделанные на Урале.

Он тяжело болеет. Вскоре семья художника перевозит его в Москву, где в марте 1945 г. Туржанский скончался.

В 1999 — 2000 гг. в Екатеринбургском музее изобразительных искусств была организована выставка «Леонард Туржанский. Его окружение, его время». Выставка представила работы художника, хранящиеся в различных музеях страны (от Волги до Башкирии), и работы его великих современников. Удивительное чувство возникло после этой выставки: очарования и глубокой тишины. Как будто не было ХХ в., с его войнами и бедами. Мы проснулись от кошмара – и увидели одухотворенный мир, прекрасный и трагичный, яркий до боли в глазах и тихий. Как может быть тихим подлинное созерцание… 

Список литературы

    1. Бессонова О. А. Родниковый, 2 : [Екатеринбург, дом художника Туржанского] // Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Т. 1. : Екатеринбург. 2007. С. 406
    2. Глобачева С. И. Леонард Викторович Туржанский : [русский советский живописец]. – Ленинград : Художник РСФСР, 1960. – 94 с., [7] л. ил. ; 23 см.
    3. Голынец С. В. Леонард Туржанский, его окружение, его время : [О выст. к 125-летию со дня рождения худож., уроженца Екатеринбурга Л. В. Туржанского (1874-1945)] // Урал. – Екатеринбург, 1999 № 10. –- С. 187-192
    4. Матафонова Ю., Домик Туржанского : [очерк о судьбе и творчестве худож. О. Э. Бернгардта] // Уральский рабочий. 1994.  – 6 июля (№ 126). С. 3
    5. Мосунова Т. Г. Жил-был художник один…» : [О Л.В. Туржанском] // Вечерний Екатеринбург. 1998 20 окт.
    6. Мурзина И.Я. Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург, «Форум-книга», 2008..
    7. Старков В., Здесь жил и работал художник Л. В. Туржанский : [Малый исток, пос., Екатеринбург]В. Старков // Мой город : Екатеринбург в памятниках истории и культуры / Владимир Старков. 2006.  С. 120-121.
    8. Туржанский Леонард (Леонид) Викторович : [биогр. и творчество] // Русские художники: энцикл. словарь. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 619-620 : ил..
    9. Шимонек Е. В. К вопросу о генеалогии рода Туржанских (по документам Государственного архива Свердловской области) // Человек и общество в информационном измерении: Материалы регион. науч. конф., посвящен. 10-летию деятельности науч. отд. ЦНБ УрО РАН (28 февр.-1 марта 2001 г.) / ЦНБ УрО РАН. Екатеринбург, 2001 С. 219-221

Галерея

На главную страницу