Алексей Кузьмич Денисов-Уральский (1863? — 1926)

Алексей Кузьмич Денисов-Уральский (1863? — 1926) – знаменитый художник.  А.К.Денисов родился в 1863 г. (по другим источникам – 1864) в Екатеринбурге. Его отец 20 лет проработал в шахте Березовского завода и приобрел известность как знаток уральских самоцветов и как художник-самоучка, мастер по изготовлению так называемых «горок» (своеобразных коллекций уральских камней) и «наборных картин».

Девятилетним мальчиком Алексей работал вместе с отцом в мастерской с 7 часов утра до 8 часов вечера. Он учился обработке камней и много рисовал. Его отец умер, когда А.К. Денисову исполнилось 17 лет. На плечи юноши легла забота о семье. Заработок молодому художнику давали «наборные картины», отличавшиеся высокими художественными качествами.

В 1882 г. А.К. Денисов впервые участвует в выставке в Москве. Тогда же одна из московских гимназий приобрела его рельефную карту Урала.

Художник много работал… Его произведения, связанные с художественной обработкой камня, получали все большую известность. В 1887 г. в Екатеринбурге открылась Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. На выставке представил свои камнерезные работы и А.К.Денисов. За них ему была присуждена Большая серебряная медаль. Через два года он уже показывал свои произведения на Парижской выставке, где получил Почетный диплом.

В 1883 г. А.К.Денисов познакомился с писателем Д.Н.Маминым-Сибиряком, дружбой с которым он дорожил и гордился.

После учебы в Петербурге художник возвратился в Екатеринбург и совершил многочисленные поездки по Уралу. Это позволяет художнику не только совершенствовать мастерство живописца, но, прежде всего становится животворным источником творчества. Одной из ключевых тем в его работах этого времени становится лесной пожар. К изображению лесного пожара Денисов обращается  неоднократно («Лесной пожар», 1887, 1888, 1897). Вековые таежные ели и сосны кажутся хрупкими соломинками перед лицом надвигающейся стены огня. Добившись эффекта «пламенных красок», художник показывает как огненная буря безжалостно поглощает небо и землю, не оставляя возможности укрыться от нее. Его волнует тема разгула вырвавшейся на волю стихии, оборачивающегося страшным, слепым саморазрушением, пугающим своей неуправляемостью.

Суровость жизненных условий края ставила человека перед выбором: или он уступал стихии, и она брала над ним верх, оборачиваясь страстью к наживе и безумием загула, или отвечал на ее вызов предельной внутренней собранностью, способностью к концентрации всех своих физических и духовных сил, порождая упорное движение к поставленной цели.

Картина «Лесной пожар» была представлена на весенней выставке в Академии художеств в 1899 г., где привлекла  к себе внимание публики. Сама картина, столь успешно экспонировавшаяся бесследно исчезла, сохранились только многочисленные варианты.

…В течение ряда лет Денисов думал об устройстве персональной выставки, посвященной Уралу. Чувства, которые вдохновляли художника, были глубоко патриотичны.

Он писал: «Желая привлечь внимание публики к природе Урала, которая по своему разнообразию представляет огромный интерес, путем моих долголетних экскурсий по Уралу, работ, этюдов, картин, а также некоторых исследований минералогических и рудных богатств Урала, я задался целью устроить свою персональную передвижную картинную выставку по России, начиная со своей родины – города Екатеринбурга».

 Выставка открылась 5 ноября 1900 г. в одном из лучших домов Екатеринбурга, на Главном проспекте, и продолжалась до 10 декабря. На ней было представлено 48 картин, из которых особым успехом пользовались полотна «Вдали от жилья», «Вечер на Шарташском озере», «Запоздалые», «Буря перед дождем».

Затем художник перевозит выставку в Пермь. Пермь надолго сохранила благодарную память о Денисове: его акварель «Уральский пейзаж» много лет украшала гостиную одного из домов, где собирался цвет пермской интеллигенции, остались его картины и в доме промышленника Н.В.Мешкова. Позднее подаренные художником картины будут представлены на персональных выставках Денисова в Перми (1902, 1907).

В 1902 г. Денисов организует выставку в Петербурге «Урал и его богатства», где были представлены 109 картин и 1323 экспоната отборных минералов Урала. На выставке побывало 16 тысяч человек, тысячами исчислялись открытки с репродукциями картин Денисова. Казалось, что на полотнах художника ожили строки Мамина-Сибиряка, так остро ощущалась любовь и боль за родной, такой щедрый и такой заброшенный край.

Следующая передвижная выставка «Урал и его богатства» устраивается Денисовым-Уральским в Петербурге в 1911 г. Раздел «Северный Урал» представлен был 14 пейзажами и 2 скульптурами, причем с предыдущей выставки он взял только одну картину.

Приведем описание выставки, сделанное в книге С.Семеновой Очарован Уралом»: «Прологом к экспозиции служила новая, давно задуманная громадная панорама «Уральский хребет с птичьего полета». Автор поднимал зрителя на большую высоту, чтобы оттуда он мог проникнуться величием могучего Уральского хребта <…>. Смелая композиция картины настраивала на торжественный эпический лад.

Экскурсия, как обычно, начиналась с Северного, или Каменного, Урала. Горы, суровые Уральские горы: Денежкин Камень, богатырский Полюд, Ветряной Камень. Нет здесь удобных путей сообщения, еще никем не тронуты земные богатства. На многие сотни верст раскинулись леса, от которых веет первобытной стихийной силой. Ни жестокие морозы, ни глубокие снега, ни злой ветер не могут сокрушить их («Глухой лес у реки Вишеры»). Могикане векового леса – сосны царствуют в этом краю. Здесь можно полюбоваться прозрачными водами реки Вишеры, где на большой глубине видны каждый камушек, каждая песчинка («Над рекой Вишерой»). С суровой величественной природой гармонирует угрюмое безлюдье. Лишь изредка встретишь здесь кочевья самоедов, зырян и вогулов.

Верный своему этнографическому интересу к быту малых народностей, «людей без будущего», когда-то сильных и смелых, воевавших даже с царскими воеводами и Ермаком, а ныне странномолчаливых, он показывает на выставке две скульптуры «Вогул» и «Вогулка» и картину «Вогул Вася Туйков». С любовью и теплом рисует он облик «кровавого степняка цветущей Башкирии» Васьки Туйкова: коренастую фигуру вогула, присевшего у костра, его добродушное лицо с широкими скулами, «точно сдавливающими глаза в узкие щели», и прямые с черным отливом волосы.

Далее художник вел зрителя на Средний, или Рудный, Урал – колыбель русской горной промышленности, сокровищницу России. <…>

Еще на выставке 1902 г. Денисов экспонировал этюд «Вдали от жилья». Он запечатлел тогда глухой уголок Урала с девственными красавицами лиственницами и могучим кедром. <…> На новой выставке рядом с этюдом <…> он разместил по контрасту свежее полотно «Река Тискос», где изображался тот же лес спустя десять лет. Тяжелое впечатление производила новая картина, страшные следы опустошений оставил после себя человек.<…>

Средний Урал сменялся Южным, прослывшим в истории «золотым дном». Здесь что ни шаг, то один живописный пейзаж сменял другой: «Хребет Зигальга», «Гора Буландиха», «Гора Иремель», «Вид на город Златоуст с горы Уреньги». Все, что всегда очаровывало его в природе Южного Урала и чем он хотел удивить зрителя, нашло отражение в этом разделе экспозиции. <…>

Изменчивые состояния природы – пелену тумана, обволакивающего Уральские горы, струящиеся солнечные лучи, отражающиеся в озере облака – запечатлевает он на своих полотнах и в этюдах».

Как и первая, выставка привлекла публику свежестью, новизной материала, оригинальностью замысла. Известный ученый Н.А.Мо­розов назвал выставку «соединением живописной науки с научной живописностью».

Последние годы жизни художник провел на своей даче в Усекирке, в Финляндии. Всей душой он рвался на родину, но ему было не суждено вернуться. Живя за тысячи верст от родного Урала, он продолжал неустанно думать о нем.

«Часто думаю о своей родине, – писал он в одном из писем в 1923 году, – вспоминаю близких мне людей, родных, от которых судьба закинула меня далеко, и невольно становится грустно и является непреодолимое желание уехать отсюда в свою страну, на свой милый Урал».

Художник умер в 1926 г.

Его работы оказались рассеяны по разным коллекциям. Так, в минералогическом музее Пермского университета хранится минералогическая коллекция художника и многие работы из камня. Картины и часть камнерезных работ – в Пермской художественной галерее, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в Иркутском художественном музее, в литературном музее Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге.

Список литературы

  1. «…Более, чем художник…» : к 150-летию со дня рождения Алексея Козьмича Денисова-Уральского : [научный каталог выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, 19 февраля — 18 мая 2014. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 83 с. ; 29 см.
  2. «Каменные горки» : [Об урал. мастерах изготовления горок из камней] // Вечерний Екатеринбург. 2003 – 9 янв. — С. 10.
  3. Алексей Козьмич Денисов-Уральский : к 150-летию со дня рождения : материалы шестой конференции в рамках пятнадцатого конкурса «Металл, камень, идея» им. А. К. Денисова-Уральского, 19-20 ноября 2014. – Екатеринбург : Издательство АМБ, 2015. – 132 с. ; 21 см.
  4. Будрина Л. А. «Рельефные» иконы А. К. Денисова-Уральского : [урал. традиции обработки камня] // Человек в мире культуры : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. 30 апр. 2004 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. 2004. — С. 202-206
  5. Будрина Л. А. Возвращение из-за океана : [произведения Алексея Козьмича Денисова-Уральского из экспозиции «Русская Калифорния» (Всемирная выставка в Сент-Луисе, 1904)] // Веси. – Екатеринбург, 2016. – № 6. – С. 41-43 : ил.
  6. Будрина Л. А. Металл в работах А. К. Денисова-Уральского // Ювелирное и камнерезное искусство: традиции, новации, проблемы : материалы третьей и четвертой конференций в рамках пятого и десятого конкурсов «Металл, камень, идея» им. А. К. Денисова-Уральского. 2004, 2009. – Екатеринбург, 2010. – С. 13-19.
  7. Будрина Л. А. Уральские традиции и современность в изготовлении минералогических горок на примере работ А. К. Денисова-Уральского и П. Д. Баранова : [коллекции минералов] // Ювелирное и камнерезное искусство: традиции, новации, проблемы : материалы конференций. – Екатеринбург, 2004. – С. 31-35.
  8. Будрина Л., Европейский контекст и самобытность (к 150-летию А. К. Денисова-Уральского) : в Екатеринбургском музее изобразительных искусств прошли мероприятия, приуроченные к юбилею нашего выдающегося земляка – художника, успешного предпринимателя и просветителя Алексея Козьмича Денисова-Уральского // Культура Урала. – Екатеринбург, 2014. – № 3 (март). – С. 67-69 : фот.
  9. Денисов-Уральский и другие : [изготовление и реализация ювелир. изделий на Урале, 20 в.] // Путешествие в мир камня. 2007.  – С. 52-60
  10. Дунаев Ю. «Жил-был художник один…» : [К 140-летию А. Денисова-Уральского] // Областная газета. – Екатеринбург, 2003. – 12 нояб..
  11. Дунаев Ю. А., Художник-патриот : [очерк об уральском художнике А. К. Денисове-Уральском] // Вечерний Первоуральск. – Первоуральск, 1996. – 16 июля. – С. 3 : фот.
  12. Зырянова Н. Алексей Козьмич Денисов-Уральский и его насыпные иконы // Православная газета. Екатеринбург, 2005 Февр. (N 7). — С. 14.
  13. Матафонова Ю. Трагедий в России не счесть : [Денисов-Уральский А. К. — живописец, камнерез, минералог, г. Екатеринбург Свердл. обл.] // Уральский рабочий. Екатеринбург, 2008 – 30 июля.
  14. Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург, «Форум-книга», 2008.
  15. Немченко Е. Самый уральский художник : [уроженец Екатеринбурга А. Денисов-Уральский, 1864-1926 гг.] // Уральский рабочий. – Екатеринбург, 2015. – 9 июля (№ 126). – С. 8. — (Культурный слой).
  16. Павловский Б. В., А. К. Денисов-Уральский : [русский художник, живописец (1863-1926)]. – Свердловск : Свердловское книжное издательство, 1953. – 85 с., [19] л. ил. ; 17 см.
  17. Семенова С. В.  А. К. Денисов-Уральский — конкурент Фаберже : [художник] // Наука. Общество. Человек. 2008. –  № 3. — С. 76-80.
  18. Семенова С. В. Алексей Денисов-Уральский. – Екатеринбург : Сократ, 2011. – 388, [2] с., [17] л. цв. ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных уральцев. вып. 3).
  19. Семенова С. В., Алексей Денисов-Уральский. – Екатеринбург : Сократ, 2012. – 388, [2] с., [17] л. цв. ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных уральцев. вып. 3)/
  20. Семенова С. В., Очарован Уралом : жизнь и творчество А. К. Денисова-Уральского : [русский художник, живописец (1863-1926)]. – Свердловск : Свердловское книжное издательство, 1978. – 143 с., [8] л. цв. ил. ; 17 см. – (Замечательные люди Урала).
  21. Семенова С. В.,Пламя и камень : жизнеописание и размышления о том, как жил и работал художник и каменных дел мастер А. К. Денисов-Уральский. – Екатеринбург : Автограф, 2007. – 301, [2] с. ; 25 см.
  22. Семенова С. Д. Н. Мамин-Сибиряк и А. К. Денисов-Уральский. Дружба и творческое взаимовлияние // Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка в контексте русской литературы: Материалы науч.-практ. конф. , посвящ. 150-летию со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка. 4-5 нояб. (г. Екатеринбург)/Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького; Урал. гос. пед. ун-т; Объедин. музей писателей Урала; Союз писателей Рос. ФедерациЕ. Екатеринбург, 2002 С. 172-175.
  23. Скробов С. Подарки от Денисова-Уральского : [творческая биография уральского художника-пейзажиста и камнереза А. К. Денисова-Уральского, 2012 г.] // Уральский рабочий. – Екатеринбург, 2012. – 31 окт. (№ 202). – С. 6 (Кладовая истории).
  24. Ячменев Е. Что объединяет Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского? : [в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открылась выставка «Карл Фаберже и Алексей Денисов-Уральский»] // Областная газета. – Екатеринбург, 2017. – 9 июня (№ 102). – С. IV : фот.

Видео

Галерея

На главную страницу