Виталий Михайлович Волович (1928 – 2018)
Виталий Михайлович Волович (1928 – 2018) – уральский художник, график. Народный художник Российской Федерации (2016), академик Российской академии художеств (2012).
Произведения В.М.Воловича хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ирбита, Перми, Челябинска, Магнитогорска, Новосибирска, Красноярска, Саратова, в Пражской национальной галерее, в Моравской галерее в Брно, в Музее современного искусства в Кельне, в музее И.В.Гете в Веймаре, во многих других отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях.
Виталий Волович в 1982 г. создал гpaвюры по мотивам «Слова о полку Игореве». Поводом для работы послужило приближающееся 800-летие «Слова о полку Игореве» и подготовка в связи с этим событием издания, явившегося итогом трудов уральских историков, литературоведов, переводчиков, в которое и вошли шестнадцать офортов известного графика.
Битвы, о которых идет речь в «Слове», художник воспринимает как народную трагедию, подчеркивая в своих графических листах мрачную величественность происходящего. В трактовке Воловича это «громкозвучная трагедия», наполненная лязгом мечей, ржанием вздыбившихся коней, стонами раненых, плачем овдовевших жен.
Приведем наиболее полную характеристику данного графического цикла, сделанную Я.Трубиным.
Волович начинает серию с мощного аккорда – с картины Нашествия: тучи врагов с кривыми, зазубренными саблями на храпящих конях обрушившиеся на Русь. «Первый лист – трагический зачин, камертон всей системы интерпретации, в которой главное не исторические аллюзии, а образ Беды, вдруг вторгшейся в беззащитную мирную жизнь.
В следующем листе дана картина этого наивного и трогательного мира, танцующей под дудочку молодежи – это ритмическая пауза и возможность перевести дух перед последующими ужасными в своей реальности сценами сражений и единоборств, слез и отчаяния. Ритм всей серии организован почти кинематографически. После нескольких массовых сцен, где отряды русских и половцев идут друг на друга, парят соколы и мчится воронье, скачут кони и рыщут водки, следует лист, символически раскрывающий одну из ведущих тем «Слова». В центре такого листа обычно два персонажа, по контрасту с многофигурными композициями он выглядит чуть ли не пустынным.
Так символическое воплощение темы Нашествия – офорт, где в одном углу парит тело мальчика с пронзенным стрелой горлом, а другой угол занимает громоздкая, как идол, фигура улыбающегося завоевателя. Скорбь символизирует офорт, где женщина упала на тело убитого воина и оба они оторвались от земли, уже не принадлежа жизни. Символ Сопротивления – могучая фигура русского воина на коне и с мечом, занесенным над половцем с его кривой саблей.
Разнообразны приемы, которыми в этой серии достигается эпический масштаб. Например, здесь светят вместе и солнце, и луна, и звезды, что создает некую остраненность [от слова «странный» – И.М., А.М.] изображенного, холодное и четкое пространство, ровно освещенное, где все одинаково ясно видно. Отсюда и скромная, без перепадов серая тональность листов, не теряющая, однако, драматической напряженности.
Во всех офортах центральная мизансцена помещается в пространстве, ограниченном, словно стянутом обручем, сжатом со всех сторон. Благодаря этому она получает дополнительное напряжение и как бы создает силовое поле листа в целом. Кое-где этот центр композиции не выдерживает напора изнутри, раскрывается, и на периферию листа устремляются мчащиеся наперегонки со стрелами птицы и звери. Наконец, фактура офортов проработана таким образом, что изображение выглядит стереоскопичным; кошмы, лошадиные гривы, меха на шапках и оторочках кажутся почти объемными, отчего лист приобретает и особую рельефность, и особую глубину».
Пафос графики Воловича – в ненависти к насильникам и поработителям, к разбойничьей хватке и тупой силе, в презрении ко всем, кто стремится обеспечить себе богатство и власть за счет счастья и жизни других людей.
Список литературы
-
- Абельская Р. Волович : [екатеринб. художник-график] // Витта. – Екатеринбург, 1997 № 10. – С. 28-32.
- Виталию Воловичу — 80 : [открытие персон. выст. художника] // Городские куранты. 2008. – 11 апр. – С. 13.
- Волович В. М. Мастерская. – Екатеринбург : Автограф, 2011. – 428, [2] c. ; 31 см.
- Волович В. М., Парад-алле : графика, рисунок, акварель, гуашь, офорт, шелкография : [альбом]. – Екатеринбург : Автограф, 2011. – 348, [3] с. ; 25х27 см.
- Волович В. Художник и время : [беседа с извест. графиком, заслуж. худож. РСФСР] // Столица Урала. 2006. — № 11. — С. 42-47.
- Заслуженный художник РСФСР Виталий Волович : книжная, станковая графика : каталог выставки. – Магнитогорск : [б. и.], 1988. – 48 с. ; 29 см.
- Зашихин Е. Культуртрегер Волович: городская мифология : [очерк о худож. В. Воловиче] // Екатеринбург. Европа-азия. Екатеринбург, 2004 – Авг.(№ 8(09) – С. 146-147.
- Из истории художественной культуры Урала : сборник научных трудов. – Свердловск : [УрГУ], 1985. – 152 с. ; 21 см.
- Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург, «Форум-книга», 2008.
- Подкорытова Н. Виталий Волович; Люди. Книги. Жизнь // Областная газета. – Екатеринбург, 2003. – 18 февр.
- Художник старого Екатеринбурга : [Почетный гражданин Екатеринбурга В. Волович] // Капитал. 2007. – 21 дек. – С. 3.
- Шакшина Е. «Проступает изначальный чистый замысел творца…» : [О выст. худож. Виталия Воловича] // Вечерний Екатеринбург. 2002 18 янв. — С. 4