И. Н. Бушуев – «Иванко Крылатко»
И. Н. Бушуев (1778 – 1835) – основоположник Златоустовской гравюры на стали. С 1797 г. он находился при заводской чертежной мастерской, где выполнял обмеры строений, чертил их планы, а также писал иконы и делал копии различных картин.
В декабре 1817 г. Бушуев становится учеников немецких оружейников Шафов, работавших на Златоустовских заводах. За короткий срок Бушуев становится специалистом по украшению холодного оружия. А когда Шафы покинули фабрику в 1823 г. Бушуев стал старшим мастером отделения украшенного оружия.
Самые ранние работы Бушуева относятся к 1818 г. При этом украшенное оружие, которое сегодня можно увидеть в Златоустовском краеведческом музее, относится к 1820-1827 гг.
Бушуев сделал очень много для златоустовской гравюры на стали. Его работы – это не только отличные рисунки, но и усовершенствованная техника позолоты клинка. Бушуев первым добился «разнообразного сочетания золотого орнамента и фона, едва заметного рельефа и плоскости, матового сияния и сверкающей полированной плоскости, изящного золотого тонкого росчерка и звучного цветного пятна». Бушуеву удалось создать собственное направление в искусстве декорирования оружия.
Бушуев был отличным художником. Известно, что на одной из своих сабель он выгравировал картину, изображающий весь производственный процесс изготовления оружия. Здесь мы видим и наковальни, и молотки, и кузнечные горны и точильные круги, которыми пользовались уральские оружейники. Художник изобразил весь цикл работ – от добычи руды до погрузки готовой продукции.
На этом клинке есть тринадцать «клейм», где представлена подача руды, взвешивание стальных полос для будущих клинков, их ковка и закалка, вытачивание клинка его полировка, проба клинка и его декорирование. А еще – литье эфесов для клинков, их отделка и присадка к клинкам. Здесь же мы видим подбор ножен к клинкам из упаковку в ящики и погрузку на баржи. Финальной сценой является «подношение» оружия.
К 1824 г. относится сабля Бушуева, преподнесённая императору Александру I, когда тот посетил Златоуст. Ее изогнутый клинок декорирован изображением сцен изготовления холодного оружия и крылатым грифоном. Все это выполнено в технике травления, гравировки, воронения и золочения. Стальные и травленные под серебро части эфесе сабли украшены растительным орнаментом, а навершие – бронзовой головой античного героя Геркулеса. Ножны сабли обтянуты бархатом и украшены стальными накладками. За эту работу Бушуев был награждён золотой медалью «За усердие» на Анненской ленте.
В 1830-1833 гг. Бушуев работал над украшением «Древнего вооружения» – единственного в мире комплекта детского вооружения для будущего императора Александра II. Вручную каждую деталь доспехов обрабатывали тридцать два мастера. Сюжеты для росписи доспехов Бушуев черпал из античной мифологии, русской истории и древнерусской иконописи. Если объединить и «прочитать» все знаки и символы «Древнего вооружения», то получится идеальный образ будущего монарха.