Как создавалась златоустовская гравюра на стали
Ученики немецких оружейников Шафов декорировали клинки следующим образом. Для начала рисунок наносился на клинок с помощью кисти, смоченной киноварью. Далее рисунок просушивался. И клинок погружался в спирт, где были растворены квасцы, черный купорос и поваренная соль. За счёт этого места, не покрытые киноварью, вытравливались. А под киноварью оставался глянец отполированной стали.
После травления киноварь счищалась щеткой с мылом. Затем клинок промывали и отправляли его на следующую процедуру –синение. Ее суть – клинок нагревали над угольями. А если его нужно было позолотить, на клинки повторно наносили рисунок лазурью, оставляя места под золото незакрытыми.
Когда краска высыхала, плоскость клинка покрывалась амальгамой, состоявшей из 1/10 золота и 9/10 ртути. Перед данной процедурой клинок смачивался в особом составе, который Шафы держали в тайне. После их отъезда златоустовские мастера стали использовать для этого медную воду, чтобы золото лучше приставало к металлу. Затем клинок клали на раскаленные уголья. В итоге пары ртути улетучивались, а золото «прикипало» к стали.
И. Н. Бушуев и И. Р. Бояршинов поступали так: вытравливали и шлифовали поверхность клинка, а потом наносили на вытравленную поверхность золото. Оно то сверкало, то сдержанно, благородно светилось, удачно сочетаясь с прохладным синением ярко-синего, фиолетового и бархатисто-черного оттенков.