Тагильский подносный промысел: технологии
Подносы уральские мастера делали так. Сначала мастер-«отковщик» выкраивал ножницами из листа железа основу для будущего подноса – круглую, квадратную или многогранную. Необходимо было подобрать шесть кусков одинаковой формы.
Куски кузнец скреплял при помощи специальных скоб. Затем все это помещалось на чугунную форму и отбивалось молотом до тех пор, пока листы не принимали форму подноса. Когда этого удавалось добиться, мастер загибал края подноса и выпиливал либо вырубал в нем отверстия для ручек.
Затем лакировщик шлифовал поверхность подноса, покрывал ее олифой и ставил поднос с жарку печь «ворошить». Процедура повторялась несколько раз. Отсюда и черный цвет тагильских подносов – это цвет запекшийся олифы. Затем на поднос наносился цветной грунт под живопись с помощью губки ил тампонов. Грунт мог быть красным, зеленым или синим.
По просушенному фону мастерицы начинали писать букет цветов. Далее цвет и листья «уточнялись» за счёт бликов света и отметин. Законченный вид букетам придавали «усики»-привязки.
Мастер насыщал кисть краской так, чтобы градации тона краски от светлых до самых темных оказывались на «лопаточке» кисти. Для этого в краску добавлялись белила. Мазок на поднос клался округло и, в то же время, точно. За счёт этого цветам придавался завершённый вид. Далее цветы «оживлялись» с помощью дополнительных элементов.
При росписи подносов-«картин» художники использовали технику масляной трехслойной живописи. Живопись велась по красновато-коричневому грунту, состав которого неизвестен до сих пор. Получившееся изображение обрамлялось золотыми полосами с помощью специальных трафаретов.
Последним этапом было покрытие готового изделия «хрустальным лаком». Его состав сегодня утрачен.