Каслинское литье: технологии
Каслинское художественное литье появилось на базе чугуноплавильного производства. Чугун для каждого будущего изделия должен был быть жидкотекучим и содержать такое количество примесей, которое лучше всего бы сказалось на его свойствах. В Каслях и Кусе применялся чугун марки ЛД 1. В нейм содержалось 2,26-2,75% кремния, 0,7-1,2% марганца, необходимого для повышения прочности чугуна и отливки из него и 0,02 % серы, что делало чугун наиболее плавким. Этому способствовало и наличие фосфора.
Чугун выплавлялся только на древесном угле. А качество конечной отливки зависело от формовочной смеси, содержащей песок. Дело в том, то в окрестностях города Касли, в Лазаретском и Конском карьерах в начале XIX в. обнаружили мелкозернистый песок с необходимым содержанием глины, Он отличался отличной связывающей способностью, газонепроницаемость. и огнеупорными свойствами.
Формы изготавливались при помощи моделей. В качестве материала для последних использовалось дерево, металл, оловянистая бронза или вторичный алюминий. Несложные модели отливались непосредственно сыром песке, а сложные в песочных формах с металлическими ящиками-опоками.
Бюсты и скульптурные группы создавались каслинскими мастерами следующим образом. Поверхность изделия делилась на определенные части, для которых заготавливались отдельные куски формовочной смеси. Затем модели посыпались канифолью и «набивались» по частям. Далее каждый кусок снимался с модели, подчищался, просушивался и укладывался на специальную «полуформу», где заготовку укреплялись помощью шпилек или приклеивали. Так получался полный профиль поверхности будущей модели, который состоял из отдельных ее частей. Здесь главное было сделать как можно меньше швов на поверхности отливки. Детали многофигурных композиций, изготовленных таким образом, впоследствии соединялись между собой.
Окраска изделий была завершающим этапом. Мастера из Каслей и Кусы применяли метод «фирниза» или масляного оксидирования. Изделия покрывались натуральной олифой и нагревались в печи до 350-400 градусов. В зависимости от добавок в олифу и режима нагрева можно было получить различный цвет: от глубокого черного до золотисто-коричневого.