Уральский малахит и «русская мозаика»

Малахит – удивительный камень, он единственный узорчатый зеленый минерал в природе, который сопровождает меднорудные месторождения. Первые изделия из этого знаменитого уральского камня, изготовленные мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики, были созданы в 60-е гг. XVIII столетия. К этому времени относятся малахитовые пуговицы для парадных камзолов, сделанные из малахита, добытого на Гумешевском руднике. Из малахита изготавливали табакерки и пудреницы – круглые или прямоугольные латунные коробочки, которые оклеивались тонкими пластинками из полированного малахита. Из него уральские мастера делали и различные украшения: бусы, кулоны и браслеты-«зарукавья», изготовленные из пластинок малахита, соединенных между со- бой. Больше всего ценились браслеты из цельного куска малахита, однако делали их очень редко.

Известно, что в Петербург было отправлено очень много изделий из малахита, созданных мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики. Уральским малахитом были отделаны и залы Зимнего дворца в Петербурге. Из этого камня были изготовлены колонны, пилястры и камины в парадной гостиной самой императрицы. Вот как о Малахитовом зале в Эрмитаже вспоминал известный художник А. Г. Венецианов: «Дворец чуть-чуть не кончен (я еще не был), в нем будет мала­хитовая комната – малахит в перстнях носили, помните?»

Однако нужного количества малахита для всего этого не было. И тогда уральские мастера нашли следующий выход. Они наклеивали малахитовые пластины на заранее подготовленную основу. При этом стыки между ними заполнялись порошком, полученным и малахита. В конечном итоге вся поверхность зашлифовывалась. Эта техника получила название «русской мозаики».

К 1830-м гг. уральские камнерезы достигли больших успехов, связанных с обработкой малахита. В 1839 г. архитектор И. И. Гальберг получил заказ на четыре малахитовые вазы. И они были вскоре изготовлены. Известно, что на них ушло около 30 пудов малахита. Позже Гальбергу было поручено снять «меру» с большой малахитовой вазы из Петергофа, которая хранилась в Эрмитаже. На чертеже-рисунке сохранились все размеры этой вазы, а на ее основе в 1842 г. из малахита была изготовлена другая ваза, позднее доставленная в Петербург. На ней чередуются темные и светлые волнистые полосы малахита, как бы опоясывая тело вазы. Сам по себе малахитовый узор напоминает поляну, на котором растет свежая трава.

В 1845-1846 гг. уральские мастера изготовили из малахита ещё две небольшие вазы. Внешне они напоминали античные жертвенники.

По проекту Гальберга в 1839-1842 гг. была создана большая малахитовая ваза с четырёхугольным верхом. Эту вазу исследователи считают примером художественного мастерства тех, кто использовал технику русской мозаики. Узор изделия здесь создаётся за счет подбора и расположения плиток малахита.

Изделия из уральского малахита были преподнесены в дар императором Александром I Наполеону во время заключения Тильзитского мира. Император Александр I распорядился передать во Францию вазу из коргонского порфира и целый ряд малахитовых предметов. В апреле 1808 г. эти дары прибыли в Париж. И 21 августа 1808 г. русcкий посланник в Париже, граф Петр Александрович Толстой в ходе аудиенции представил все это Наполеону. Среди предметов из малахита были ваза, стол и канделябр, изготовленные уральскими камнерезами. Их можно увидеть в Версале в Малахитовом салоне и сегодня.