Вазы Екатеринбургской гранильной фабрики

Среди изделий Екатеринбургской гранильной фабрики самое важное место занимают вазы и чаши. Считается, что именно здесь в наиболее полной мере проявилось мастерство уральских камнерезов. В одном из писем президента Академии Художеств Строганова Екатеринбургской гранильной фабрике говорится, что присланные оттуда вещи, среди которых были и вазы отличатся «вышлифованными так ровно и в подборе камней с совершенным старанием и отменною рачительностью».

Известно, что вазы и чаши чаще всего делали из темно-волнистой яшмы голубоватых оттенков, а также из палевой и малиновой яшмы. Использовалась также калканская серо-зеленая яшма и кошкульдинская красно-зеленая яшма. Применялись и другие породы камня: порфир, родонит-орлец и малахит.

Среди ваз, которые делали мастера Екатеринбургской гранильной фабрики, часто можно встретить модели, выполненные по одному и тому же чертежу. Это могла быть круглая или овальная чаша, ваза-мецидис, античный сосуд колоколообразной формы или ваза яйцевидной формы. Варьировалась пропорция изделия и его декор.

Примерно к 1810 г. относится самая ранняя ваза, сделанная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Она находится в Эрмитаже. Большая часть «тела» этой вазы не имеет орнамента. Ее украшает игра самого цвета камня в контрасте с накладной золоченой бронзе. Примерно так же выглядят две вазы из молочного кварца с черными кристаллами турмалина. У них тоже нет резного орнамента.

… К 1816 г. относят вазу, выполненную под руководством знаменитого уральского камнереза Коковина. Ваза сделан и зеленой яшмы. Внешне она напоминает сплющенный шар, покрытый почти зеркальной полировкой, эффектно отражающей блики света и разнообразные предметы . Все это увиливает игру камня. Считается, что эта ваза делалась из нескольких частей: верхней крышки-купола, средней части и ножки. При этом ножки были густого зеленого цвета с черными прожилками, а другие части вазы были выполнены из яшмы более светлой по цвету.

С конца 1820-х гг. вазы начинают декорировать различными орнаментами. В качестве материала для них чаще всего используется калканская яшма. В марте 1828 г. был утверждён чертеж вазы, которая впоследствии находилась в комнаты императора Николая I. Эта ваза была выполнена из яшмы. В камне были едва заметны черные «усики» и мягкие темные пятна. Ручки вазы и виноградная ветвь, украшавшая ее, тоже были выполнены из камня. Декор вазы представлял собой виноградную лозу, где причудливо переплетались ветки, усики, листья и свисали гроздья винограда.

Примерно так же выглядят вазы из серо-зеленой яшмы, которые находятся в Эрмитаже. Они были изготовлены в 1847 и 1851 гг. Автор чертежа первой вазы неизвестен. Низ «туловища» этой вазы и ее «оплечья» покрыты рельефным растительным орнаментом. А горло и ножка украшены каннелюрами. Красоту этой вазы придаю рельефные матовые листья. Каннелюры ножки и горла вазы ярко сверкают на свету, тогда как листья светятся матово. Эта ваза интересна не только проработкой, но естественной красотой камня, из которого она изготовлена.

Ваза, которая относится к 1851 г., начинала делаться по чертежу, который заслужил особое внимание Кабинета. Однако камня, необходимого для изготовления этой вазы, на Екатеринбургской гранильной фабрике не оказалось. И по разрешению Кабинета в 1825 г. в Оренбургскую губернию была отправлена экспедиция, добывшая несколько больших кусков авантюрина, агата и других поделочных камней. А также глыбу калканской яшмы, из которой и планировали изготовить вазу. Но оказалось, что из этого камня ваза по задуманному чертежу не получится. И новый чертеж вазы был послан в Кабинет. В марте 1828 г. он был утвержден. Но в дальнейшем стало ясно: из-за особенностей камня вазу опять не удается сделать в строгом соответствии с чертежом. И декор вазы пришлось немного изменить.

Одним из лучших изделий Екатеринбургской гранильной фабрики является ваза из авантюрина, которая хранится в Государственном Эрмитаже. Ее вес впечатляет: «…одна верхняя часть ныне при­мерно весит около 100 пудов, а с укупоркой 150 пудов…». Эта ваза делалась по чертежу И. Гальберга под руководством мастер Г. Налимова. Круглое и плоское «тело» этой вазы не имеет рельефного декора, лишь снизу есть выпуклые резные ножки, которые опираются на основание. При этом диаметр чаши вазы превышает ее высоту. Все это придаёт вазе монументальность. Ножка этой вазы имеет золотисто-охристый цвет, а чаша выполнена из камня другого цвета с молочно-розовыми пятнами, переходящими в чисто белый или красноватый оттенок. Эту вазу было решено «…поместить в бельэтаже нового Эрмитажа в 1-м зале для медалей».

… В 1858 г. на каменоломнях Екатеринбургской гранильной фабрики была добыта глыба розового орлеца весом около 1000 пудов. Из него было решено сделать чашу, чертёж к которой создал академик Шурупов. Ваза была закончена в 1867 г. Известно, что ее высота достигала 85 см., диаметр – 185 см. А сама она весила 125 пудов (без ножки». С ножкой – 135 пудов. Эта ваза массивная овальная чаша на короткой ножке. Для ее создания был использован орлец разнообразных оттенков: от нежно-розового до черного и желтоватого. Местами здесь красновато-розовые оттенки сочетаются с коричневато-зеленоватыми.

Эта ваза сначала была выставлена Петербурге. Оттуда ее привезли на Всероссийскую мануфактурную выставку. Потом ваза опять вернулась в Эрмитаж. Но вскоре она была отправлена на выставку в Вену и затем окончательно возвратилась в Эрмитаж.