Камеи Екатеринбургской гранильной фабрики: важнейшие вехи истории промысла

Считается, что становление камейного дела на Урале произошло в конце 1780-х гг. Эта важная веха уральского камнерезного промысла связана с деятельностью Ивана Козьмича Патрушева. Он был прикомандирован И.И. Бецким в 1765 г. к екатеринбургской Экспедиции приискания цветных камней. В 1767 г. Патрушев был зачислен в группу «гранильных учеников». Позже именно ему препоручается «делание из крепких камней разных редких вещей для высочайшего Е. и. В. двора». К «редким вещам» относились изделия особой тонкой, нежной, деликатной обработки. Среди них были и камеи.

В документах Екатеринбургской гранильной фабрики первое упоминание об «антиках», как тогда называли камеи, относится к 1797-1798 гг. Там говориться от трех антиках из белого мрамора, наклеенных на шиферные пластинки и еще о двух вырезанных на орской яшме.

В августе 1795 г. у заводской плотины было построено новое двухэтажное здание Екатеринбургской гранильной фабрики. А весной 1796 г. при Екатеринбургской гранильной фабрике возник специальный Класс резного художества». Для него был проведён «специальный набор». С 18 марта 1795 г. по данному классу в штате фабрики числились дети мастеровых: Фирс Налимов, Василий Пыкин, Михайло Птузин и Андрей Матвеев. С 1-го мая того же года, чтобы завершить комплектование этого «класса» Патрушев присоединил к нему еще одного мастер – Павла Пономарева. Через несколько лет Пономарев получит «в деле антиков [камей] для высочайшего двора поныне немалую привычку». А остальные мастера из класса резного художества к тому времени уже «имели в сем искусстве хорошее начало».

17 мая 1802 г. президент Академии художеств А. С. Строганов предложил мастерам Екатеринбургской гранильной фабрики, которые специализировались на резке камей работать в Петергоф. Он попросил «отобрать лишь двоих из тех, кои в Петергоф желание свое объявят». А троих оставит в Екатеринбурге и «к художеству сему назначить, но и обучать далее». В ответ камнерезы «восстали», они просили «повелеть здесь употребить их к тому, к чему вытребованы были, то есть к деланию антиков и тому подобного».

И тогда Строганов «чтобы искусство сие продолжалось» направляет в Екатеринбург для руководства классом резного художества специального человека, И. А. Штейнфельда. С первых же месяцев пребывания в Екатеринбурге, Штейнфельд проявил себя как опытный руководитель класс резного художества. Он выписал из столицы карандаши из кипарисового дерева, которых не хватало на фабрике, писчую бумагу, киноварь, воск, сургуч, чернила, циркули и рейсфедеры. Вскоре в классе наладились работы по резьбе камей и даже гравировании печатей.

Если весной 1803 г. в рапорте Штейнфельд упоминает пять антиков, которые вырезали его ученики, то к концу года – уже 12. В дальнейшем число камей возрастало. А начиная с 1816 г. отправка камей  из Екатеринбурга в Петербург приобретает регулярный характер.

Так, в ведомости камей, переданной Эрмитажу в 1826 г., значится, что в Кабинет из Екатеринбурга в 1817 г. поступило 11 камей, в 1818 г – 9, а в 1819 году – уже 14.

Самые известные камеи, созданные уральскими камнерезами

Об уральских камеях один из горных инженеров писал: «По мелкости фигур, ясности, правильности и чистоте, с каковою оные изображаются на твердом составе яшмы, халцедона и т. п., можно сказать, что сия работа составляет вторую часть искусства, доведенного при здешней Фабрике до желаемого совершенства».

Сегодня в Екатеринбургском музее изобразительных искусств можно видеть камеи-медальоны с бюстом Александра I и Елизаветы Алексеевны. А в Третьяковской галерее хранятся камеи с бюстами Александра I и Александры Павловны, дочери императора Павла I.

В Эрмитаже представлена камея с портретом Екатерины II в шлеме богини Минервы Камея сделана из уральской кошкульдинской яшмы. Здесь же представлены и другие камеи, сделанные уральскими мастерами из яшмы. Их называли «яшмовыми антиками». Это были портрет Петра I и два портрета Екатерины II.

Уральские мастера создавали и камеи, где воспроизводились сюжеты из античной мифологи. Здесь представлены римский император Август и его жена Ливия в виде Авроры и Кефала, император Коммод в образе Геракла и его сестра Луцилла. Она изображена с луком, почти так же, как богиня охоты Диана. В образе богини плодородия Цереры узнает мать императора Калигулы Агриппина Старшая, а Антония Младшая, племянница императора Августа, преобразилась в Ио, возлюбленную Зевса.

Согласно одному из документов Екатеринбургской гранильной фабрики, местным мастером Семеном Одинцовым из агат-оникса или кахолонга создана камея, изображавшая римскую императрицу Фаустину Младшую, жену Марка Аврелия. Однако в документах эта камея значится «Фаустина англичанка». Возможно, это «канцелярская» ошибка…

В другом документе Екатеринбургской гранильной фабрики речь идет о камее под названием «Бюст Поппе» Речь идет о портретном изображении английского поэта и просветителя XVIII в. Александра Попа. Эту камею относят к 1826 г

А в к 1853 г. относят камею «Самсон». Однако в другом документе эта камея значится как «Геркулес».

Вот как изготовление камей на Екатеринбургской гранильной фабрике описывает маркшейдер А. Ф. Граматчиков, посетивший Урал в XIX столетии: «В классе резного художества, учрежденного в 1802 г., производится вырезание разного рода печатей, а более антиков. Для сих последних выбирают самые лучшие союзные камни, как-то: яшма и халцедон, состоящие из естественного соединения двух пород или и одной, но разного цвета; причем наблюдается при выборе камня, чтоб проходящие слои вдоль сколько можно были правильные, ясной оттенки цветов и плотные. Слой темного цвета по большой части оставляется для грунта или основания антика, другой же светлый для вырезки фигур. Первоначальная обделка наружного вида и шлифование производится на обыкновенных гранильных ручных станках; вырезание же самих фигур, посредством резной машинки, действующей водою, или силою человека, работающего самый антик».

Уральские камеи Граматчиков характеризует так: «По мелкости фигур, ясности, правильности и чистоте, с каковою оные изображаются на твердом составе яшмы, халцедона и т. п., можно сказать, что сия работа составляет вторую часть искусства, доведенного при здешней Фабрике до желаемого совершенства».