Алексей Иванович Корзухин (1835 –1894)

Алексей Иванович Корзухин (1835 –1894) – уральский художник. А.И.Корзухин родился 11 (23) марта 1835 г. на Уктусском заводе в семье потомственных мастеровых – промывальщиков золота.
Еще в раннем возрасте мальчик проявил способности к рисованию и местный иконописец взял его к себе на обучение. Семилетний Алеша уже самостоятельно писал иконы и порт¬реты родных.
В 1848 г. семья Корзухиных переезжает на Екатеринбургский монетный двор и Алексей Корзухин начинает самостоятельно трудиться в качестве мастерового, но живопись не бросает. Он берет уроки рисования, пишет портреты.

В конце 1856 г. молодой художник уезжает в столицу и поступает в Академию художеств. Обучение Корзухина проходит успешно. Об этом свидетельствуют полученные им медали: в 1858 и 1860 гг. – 2-я серебряная, в 1859 и 1861 гг. – 1-я серебряная, а в конце 1861 г. он удостоен 2-й золотой медали за картину «Пьяный отец семейства» (сейчас картина находится в Государственном Русском музее). Серебряная медаль 1-го достоинства позволила ему освободиться от обязательной горной службы, и в 1860 г. начальник екатеринбургских заводов Миллер подписывает свидетельство, по которому Корзухин становится свободным человеком.
Однако нужда неумолимо преследует художника, и он теряет целый год, чтобы заработать себе на учение.

Окончить Академию ему было не суждено – в ноябре 1863 г. 14 учеников во главе с И.Н. Крамским отказываются писать конкурсную дипломную работу на заданную тему. Они организуют артель независимых художников. Среди этих четырнадцати был и А.И. Кор¬зухин. Звание академика живописи он получит лишь в 1868 г. за картину «Возвращение с сельской ярмарки». Когда артель распалась и было организовано Товарищество передвижных выставок, то и здесь Корзухин был среди членов-учредителей.
В этот период начинается наивысший подъем его творчества. В 1872 г. он создает картину «Разлука». В 1875 г. поступает предложение участвовать в росписях строящегося тогда храма Христа Спасителя в Москве и он принимает его.

В биографической повести о жизни и творчестве художника Г.Б.Зайцев отмечает: «Это была большая честь. Договор был заключен, и Корзухин взялся за общий эскиз. В целом, композиция была привычной: на своде арки нужно было изобразить Богоматерь с Предстоящими ангелами, а по бокам арки – четырех святых в рост. Но все это с картонов надо было перенести на стены собора, который по своим размерам превосходил все существовавшие в России храмы».

Сначала Корзухин работает у себя дома, а потом в мастерских Академии художеств, где делает наброски на картонах в натуральную величину. Он работает увлеченно, и ему кажется, что именно в эти картоны он вкладывает все то вдохновение, которое у него накопилось за последнее время. Он еще не подозревает, что эта первая роспись послужит началом его церковной художественной деятельности.
В 1876 г. он пишет картину «Перед исповедью». Замысел картины состоял в том, чтобы передать торжественность перед совершением Великого Таинства исповеди.

Но, вопреки замыслу, на картине не было ни благолепия, ни религиозного экстаза, ни особого ожидания торжественного момента. У Корзухина получалась жанровая картина.

Второй вариант «Исповеди» давался еще труднее. Он пишет группу в одиннадцать человек, находящихся в правом приделе собора. Пышный интерьер собора и позолота алтаря скрадываются полумраком. Неровное сияние свечей бросает таинственные блики, создающие почти мистическую обстановку. Состояние присутствующих очень разнится: значение исповеди они понимают каждый по-своему. С нетерпением заглядывает за ширму сгорбившаяся старушка – ей хочется сообщить священнику о своих прегрешениях. О далеком прошлом думает дворянка – она так же далека от исповеди, как и мальчик, который, раскрыв рот, рассматривает красивую молодую даму. Единственный персонаж, который искренне готовится к Великому Таинству православия – женщина в клетчатом платке. Именно она осталась выразителем первоначального замысла художника.

Эта картина сразу поставила Корзухина в число наиболее видных художников своего времени, а картина «В монастырской гостинице» (1882) закрепила этот успех. Получив большую популярность как жанрист, Корзухин в этот же период создал и ряд замечательных портретов. Лучшие полотна художника сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Государственном Руссом музее в Санкт-Петербурге.
В 1887 г. Корзухин участвует в передвижной академической выставке в г.Екатеринбурге, где были выставлены четыре его картины.

В 1891 г. он вновь выполняет большой заказ на роспись храма в Херсонесе. Как отмечалось, «труд был громадный, и художник с честью вышел из него. Эта работа была самой лучшей и самой значительной <…> в этом роде живописи».

Последней крупной его работой была картина «Бабушкин праздник» (1892).  На огромном полотне изображен торжественный день – бабушкины именины. Виновница торжества сидит в центре и внимательно слушает, как внучка рассказывает ей стихи. На очереди стоит внук, которого слегка подталкивает отец.» Среди персонажей – «дородный священник с лубочным лицом», тощий пономарь, лакей с наливками на подносе, «смазливая горничная» и «стереотипная старая няня». Вся картина была пронизана патриархальным домашним уютом. Наверное, именно такого уюта не хватало в жизни самому художнику.

Умер А.И. Корзухин 18 (30) октября 1894 г. в возрасте 59 лет. Его могила находится в некрополе Александро-Невской лавры в Петербурге.

В «Живописном обозрении» за 1894 г. говорилось: «Корзухин не принадлежал, конечно, к нашим первоклассным колористам, но его рисунок отличался необыкновенным совершенством и отчетливостью, его композиция может считаться образцовой как по расположению группы, так и по содержательности. Все эти редко соединенные качества указывают на то, что Корзухин был одним из первоклассных художников и что русское искусство теряет с его смертью одну из своих великих сил».

Список литературы

  1. [Художник Алексей Иванович Корзухин] // Культура Урала. – Екатеринбург, 2015. –№ 3. –С. [4-я с. обл.] : 1 ил.
  2. Алексей Иванович Корзухин : [русский живописец, академик Императорской академии художеств, (1835-1894) : альбом]. –Москва : Изогиз, 1960. – [13] с., [11] л. ил. ; 22 см. –(Мастера русского искусства).
  3. Белоусов В. Об урал. худож. А.И.Корзухине (1835-1894] // Подробности. Екатеринбург, 1998 20 февр. (N 14)
  4. Бобров В. Художник земли уральской : [открытие выставки, посвященной жизни творчеству художника А. Корзухина в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, к 180-летию со дня рождения русского передвижника, 2015 г.] // Уральский рабочий. –Екатеринбург, 2015. –23 дек. (№ 248).
  5. Зайцев Г. Б. Художник Корзухин [Текст]. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971.
  6. Из истории художественной культуры Екатеринбурга — Свердловска : [сборник статей]. – Свердловск : [Уральский университет], 1974.
  7. Исполнилось 170 лет со дня рождения известного русского художника, уроженца Уктусского завода, Алексея Ивановича Корзухина (1835-1894 гг.) // Православная газета. 2005. – № 16 (апр.). С. 12
  8. Мошкин С. Первый академик живописи : [худ. А. И. Корзухин] // Екатеринбург: Рекорды и достижения. 2007. – С. 54-55
  9. Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. – Екатеринбург, «Форум-книга», 2008. 412 с. : ил.
  10. Шакшина Е., Корзухинские университеты // Культура Урала. – Екатеринбург, 2016. –№ 1. –С. 58-59 : 2 фот., 1 ил. –(Выставка)
  11.  

Видео

Галерея